Книжный навигатор

Лабиринты красок, слов и судеб
Лабиринты красок, слов и судеб

Таiса Бондар. Рагнеда. Мiнск, РВУ «Литература и искусство», Мiнск, 2005.

Исторические поэмы известной поэтессы Таисы Бондарь и картины художника Владимира Толстика создают особый мир красок и образов. Произведения Толстика рисовались не в качестве иллюстраций к чему–либо, это самостоятельные творения, но так совпало, что они подсвечивают текст, совпадают с ним, как обычно случается с мелодией и словами в песне. Получилось уникальное издание — одновременно художественный альбом и стихотворный сборник. В книгу Таиса Бондарь включила свои произведения, рассказывающие об истории Беларуси, — поэму «Рагнеда», исторические песни «Менеск», «Званы», «Свiцязь–возера», «Нямiга» и др.

Шукаю продкаў. Блiзкiх i далёкiх.

Гукаю песняй. Песня — тая нiць,

Што днi, гады, вякi нiтуе лёгка.

В конце концов, все существует только в тесной связи, история и современность, красота внешняя и внутренняя, поэзия и живопись... Поскольку у всех у них одна связующая нить — духовность.


Тонино Бенаквиста. Комедия неудачников. Санкт–Петербург, Амфора, 2004.

Произведения Тонино Бенаквиста называют парадоксальными детективами. Действительно, детективная интрига там наличествует. И пародийность, и ирония... Но все же вычитать в тексте Бенаквиста можно о многих серьезных вещах. Думаю, белорусским читателям (с присущим нам национальным нигилизмом) будет понятен главный герой романа — итальянец, родившийся в семье, эмигрировавшей во Францию, с его стремлением как можно более «офранцузиться», расстаться с «итальянскостью» как символом провинциальности. Он даже слегка презирает своих соотечественников, пытающихся следовать на чужбине национальным традициям. Малоурожайная земля глухой итальянской провинции, малая родина, интересует героя только как место, где с помощью хитроумной махинации можно разжиться деньгами. Но роман не зря носит название «Комедия неудачников». Это только вода может постоянно принимать форму сосуда, в который ее наливают, и оставаться собой. А личность от подобного поведения деформируется. И соотечественники–итальянцы, и взятые героем за образец парижане воспринимают его как смешного иностранца. Герой, идя по чужим следам, расплачивается и за свои слабости, и за чужие грехи. Организованное «чудо на винограднике» принесло не только деньги, но и всеобщую ненависть. Герой слишком мелок, чтобы выжить в стае хищников. И только те, кто обладает подлинностью, могут его защитить — отец, ветеран войны, сражавшийся с фашистами, простая итальянская девушка Бьянка, способная пожертвовать собой ради любви... Впрочем, продолжая традиции «плутовского романа», «Комедия неудачников» не морализирует и не предлагает максималистских решений. В конце концов, жизнь — это тарелка спагетти, представляющая из себя лабиринт, в котором нужно блуждать только для того, чтобы прийти туда, откуда ушел.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter