Книжный навигатор

Дорога меж замков и молний
Дорога меж замков и молний

Алесь Бадак. Маланкавы посах. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2004.

Поэта Алеся Бадака широкая публика больше знает как поэта–песенника. Но эту деятельность Алеся мы оставим за скобками сознания, поскольку то, что он может — и делает — в «большой литературе», кому–то покажется абсолютно отличным от текстов для эстрады. Впрочем, чувство песенности строки не лишнее и в философской поэзии... А она, поэзия, у Алеся Бадака именно такая. Хотя сборник открывается разделом любовной лирики «Таемны сад», от которой до песенной лирики один творческий шаг. Даже настоящая песня в раздел включена — «Падаюць зоры». Но мне представляются самыми любопытными поэмы «Эмiграцыя», «Ра», «Цень». Особый, нервный, ритм, сложная символика, вечные вопросы бытия... В поэмах нет конкретного сюжета. Их скорее можно назвать историей души. Судьба поэта — быть свободным... Не случайно сквозной образ сборника — образ дороги. Путь к свободе, путь к родине, без которой нет ни свободы, ни поэта. Личность каждого из нас имеет много ипостасей, архетипов темных и светлых. Если не бояться заглянуть в самого себя, можно встретиться с самим собой — волколаком, можно спорить с собственной Тенью... Главное — делать выбор в пользу Света и не выпускать из рук «маланкавы посах» — свое призвание.

Ды ўсё мiне — i ўсё пачнецца зноў,

Зямнога развiцця замкнецца

кола,

I прыйдзе Час мой, як прыходзiць золак

На змену ночы ў цiшынi вякоў.


Герман Гессе. Нарцисс и Гольдмунд. Санкт–Петербург, издательство «Азбука–классика», 2004.

Гессе — автор культовый для любителей психоанализа. Он был искренним апологетом упомянутой теории и настойчиво советовал литераторам использовать ее при написании произведений. В романах самого Гессе все, что происходит, может трактоваться как символическое путешествие в глубь сознания. И герои романа «Нарцисс и Гольдмунд» — не что иное, как разные ипостаси одной личности. Фоном для событий Гессе избрал средневековье — эпоху, изобилующую красками и событиями, полную противоречий, романтики и трагизма, чувственную и аскетическую. Воспитанники монастыря — интеллектуальный, строгий Нарцисс и эмоциональный, жизнелюбивый Гольдмунд — это и два варианта жизненного пути, и две стороны одной натуры. Гольдмунд странствует, любит прекрасных женщин, становится искусным художником. А еще он видит чуму и огни инквизиции, голод и холод, людское предательство и безжалостность. Сохраняя в душе любовь — к жизни, к красоте. Нарцисс же посвящает жизнь молитвам и науке. И при этом оба героя глубоко привязаны друг к другу, между ними — нерушимая связь. Кстати, любопытно и символично, что праведник и аскет волею автора романа носит имя Нарцисс, ставшее символом гордыни и чувственности, а имя вольного художника и любимца женщин Гольдмунда переводится как Златоуст, что ассоциируется скорее с духовным началом. Мастерская, «нобелевская» проза, философские изыскания и яркие, чувственные сцены, тонкий стиль, игра в бисер, обучающая главному — искусству быть самим собой. Как высказалась одна читательница на интернетовском форуме, «душевно, тоскливо и щемяще».

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч», Минск, пр–т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter