Книжный навигатор

Пляски смерти на фоне авангарда

Усевалад Гарачка. Даты. Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2004.

Усевалад Гарачка. Пралетарскiя песнi. Мiнск, Логвiнау, 2004.

Автору повезло - он смог представить на суд читателя оба "крыла" своего поэтического дарования, рассортировав, насколько это было возможно, произведения на "авангард" и "классику". Хотя поэта уже разругали критики за то, что обнародовал плоды вдохновения литературной юности, якобы повредив "серьезному" поэтическому имиджу. Как будто поэзия когда-нибудь была лишена права на игру и эпатаж. Всеволод уже довольно известен в литературных кругах, но это его первые книжки. И "выбрыки" вроде "Не хадзi на завод! Там рагоча страшэнны рабочы" из сборника "Пралетарскiя песнi" читатель не расценит как нелепость, если прочитает перед этим его строки о том, как с губ слетают стихи, словно с веток птицы... О золотых монетах дней, которые становятся прахом золотых листьев...

Стихи Всеволода лаконичны и многовариантны в истолковании. Ирония и горечь, и раздумье над тайнами бытия... Образы апокалипсические, библейские соседствуют с "заговариванием быта подробностями", по японскому рецепту. Чтобы понять образ, заключенный в двух-трех строках, нужно отстраниться от житейской суеты, подумать... Что не всем по нраву, но чаще всего того стоит. Кстати, "Пралетарскiя песнi" понять отнюдь не легче, хотя встречаются там опусы, в которых при всем желании не увидишь более чем словотворчество. Грустная, иногда злая пародия на недавнее прошлое, на границе вкуса, переходящая в фарс, в анекдот... Можно ругать, можно посмеиваться... Нужно читать.


Густав Майринк. Кабинет восковых фигур. Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2004.

В переломные эпохи входит в моду эзотерика, стремление к инфернальному, мистическому... Как нынче. Вспоминают и старых мастеров жанра... Например, Густава Майринка, который в 20 - 30-х гг. прошлого века был кумиром многих, от Германа Гессе до Михаила Кузмина. Что сегодня Майринка стали у нас активно издавать, объяснимо и тем, что его творчество было недоступно советскому читателю. Не совмещалась с соцреализмом фантасмагория о Големе, бродящем по пражским улицам. Мистика, гротеск, карнавал у Майринка соединяются с иронией и даже сатирой... Нагнетание готического ужаса вдруг заканчивается издевательским смехом. Маг творит страшные заклятия, чтобы призвать из космоса ускользнувшую от него душу невинной жертвы... Индийские брахманы проводят эксперимент по материализации мыслей... Но бравый офицер, думая, "как обычно", порождает черную дыру, в которой со временем исчезнет все мироздание. Хватает и ужасов "серьезных"... Чего стоит только видение стены, увитой "кроваво-красными венами, с которых гроздьями свисали сотни вытаращенных глаз"... Безнадежность и гротеск "плясок смерти" не отменяют главной идеи пражского мистика - абсолютной ценности личной свободы.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter