Книжный навигатор

Но - был ли мальчик? Чырвоная кнiга для дзяцей.
Но - был ли мальчик?

Чырвоная кнiга для дзяцей. Укладальнiк Р.Баравiкова. Мiнск, "Лiтаратура i мастацтва", 2003.

В народе издавна рассказывают сказки и легенды о том, откуда на земле появился тот или иной зверь или птица... А под обложкой "Чырвонай кнiгi для дзяцей" собраны сказки и стихи, написанные нашими литераторами о растениях, птицах, животных Беларуси, которые нуждаются в нашей защите. Ведь в природе все прекрасно, и самая незаметная травка может стать "героиней" романтической сказки. Ведь узнав, что вот этот цветок был когда-то прекрасной девушкой, а незаметная серенькая птичка способна пожертвовать собой ради дружбы, маленький читатель будет относиться к ним бережнее. В книге найдутся произведения на любой вкус. "Казкi старога Астрана›та" Раисы Боровиковой заинтересуют любителей фантастики, мой цикл "З казак бабулi Юстыны" - это для любителей романтики и шляхтича Завальни, для тех, кого привлекает поэзия, - стихи Виктора Гордея...

"У Чырвонай кнiзе" ты знойдзеш тое, што чакае тва„й любовi" - говорится в аннотации.

Умберто Эко. Баудолино. Роман. Simposium. Санкт-Петербург, 2003.

"Самый читаемый, самый модный, самый загадочный роман..."

Философия "Баудолино" не нова - все было сформулировано уже в первом романе Эко "Имя розы". К тому же тезисы этой философии автор повторяет на каждой второй странице, словно пытаясь вдолбить в головы особо несообразительных читателей. "Вера все превращает в явь", "Мы ищем не сам предмет, а тех, кто говорит о предмете..." Короче, весь мир - текст, мы его создаем, он создает нас, мироздание - коллаж из искаженных цитат, и истинно мудрый может только узнавать, откуда взят тот или иной фрагмент...

"Не понимал я, что выдумывание новых миров в конечном счете приводит к изменению нашего", - восклицает средневековый юноша Баудолино. Его зачастую воспринимают как "альтер эго" автора - выдумщик, авантюрист, феноменальные способности к языкам, невероятная эрудиция в сочетании с крестьянским жизнелюбием... Смесь Тиля Уленшпигеля с сэром Гавейном. Герои романа вообще напоминают маски дель-арте, а фон событий - декорации: Парижский университет, Константинополь, разрушаемый крестоносцами, царство пресвитера Иоанна... Баудолино - это тот, кто создает коллаж, воплощение творческого начала постмодернистского хаоса, центр которого - везде, все варианты - равнозначимы, и деревянная миска крестьянина то же самое, что Священный Грааль.

Начинается вполне реалистично - герой рассказывает византийскому историку Никите Хониату историю своей жизни, с момента, как Фридрих Барбаросса усыновляет смышленого крестьянского мальчика... А далее роман все больше уходит в дебри мифо-философских конструкций. Герои придумывают истории, верят в них, встречаются с их материализацией - и расплачиваются за встречи... Нельзя безнаказанно изменять этот мир. Сам автор утверждает, что написал "исторический роман, который дает возможность путешествовать по разным эрам и сюжетам". Но - "был ли мальчик"? Происходило ли что-нибудь на самом деле? Возможно, единственная реальность "Баудолино" - "слова, слова, слова"...

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter