Книжный навигатор

Что дороже, чем маска Тутанхамона? Адам Глобус.
Что дороже, чем маска Тутанхамона?

Адам Глобус. Сшыткi. Мiнск, Харвест, 2003.

"Паехалi са мной, я еду у Барсу".

Cоветую принять это приглашение, уважаемый читатель, и отправиться в Барсу (Барселону). Не пожалеете. Путешествовать с Адамом Глобусом - это, конечно, не для слабонервных, да и наличие определенной степени интеллекта желательно (не то пропустишь много интересного). Автор не собирается приноравливать свой стремительный полет по миру к твоим спотыканиям о цитаты и объяснять на каждом шагу, кто такой Гауди, кто такой Акутагава и что такое хайку. И если он говорит, что дом Дали - это лабиринты Гобсека с закутками Плюшкина, то будь любезен вообразить сие сам. А какие женщины в легко-прозрачном, как сигаретный дым, Париже? Глобусу они не понравились. У парижанок узенькие лица, длинные и слишком длинные торсы и короткие ноги. А у римлянок слишком большие... ну, скажем, то, что пониже спины. Лучше заниматься своими, "белымi, блакiтнавокiмi, ружовашчокiмi белабеларускамi (так в тексте. - Л.Р.)".

Кстати, Сальвадор Дали автору "Сшыткау" тоже не нравится.

Слышали такую школьную шутку - "Глобус Беларусi"? На этот раз можете не улыбаться. "Нормальный" писатель - эгоцентрист. Адам Глобус это качество никогда не считал чем-то отрицательным. Все его дорожные заметки (как и все творчество в целом) рассказывают прежде всего о самом Адаме Глобусе. Предельно откровенно, с некоторым привкусом цинизма и настоящим мастерством. Все - об Адаме Глобусе и о Беларуси. Потому что Беларусь - это неотторжимая от автора оболочка, вечный центр мировосприятия. "Сшыткi" доказывают, что по Минску или Ракову путешествовать не менее интересно, чем по Каиру или Лондону. Читая про родную столицу, ты, дорогой читатель, будешь удивлен, а местами шокирован. Как же сам описываемого не замечал? Да ведь для того, возможно, и существуют писатели, дабы замечать, что солнечный луч в Каире состоит из пыли, а в Минске зимой люди одеваются в черное. "...маленькая дэталь, знiтаваная з Мiнскам майго дзяцiнства, даражэйшая за залатую маску Тутанхамона". Принцип нормального центристского мышления. Ведь быть провинциалом в мире или нет - человек выбирает сам. И если интересен Пикассо, то столь же интересен и колоритен Владимир Короткевич.

Адам Глобус, пожалуй, самый успешный из ровесников. Во всяком случае, он может издавать себя сам и путешествовать по миру, собирая впечатления, как старательный коллекционер - бабочек, безжалостно пришпиливая их, еще живых, булавками. Нужно обладать большой силой, чтобы сделать жизнь, в том числе и собственную, материалом для литературы, препарируя, выворачивая наизнанку, выставляя напоказ самое заветное, свое или чужое - неважно (кстати, вычитала у Глобуса новый эвфемизм - "заня›ся з жонкаю фiзiялагiчным працэсам"). Чаще литераторы удовлетворяются ролью смиренного наблюдателя либо фантазера.

(Кстати, знаете, что, по мнению Адама Глобуса, выглядит ночью лучше, чем днем?

"Бары.

Жанчыны › барах.

Жанчыны".)

Слово и дух. Антология русской духовной поэзии (Х - ХХ вв.). Свято-Елизаветинский монастырь, Минск, 2003.

Предисловие составителя, профессора-слависта Ивана Чароты начинается со слов: "В связи с изданием любой книги неизбежен вопрос, кому и зачем она нужна".

Что ж, вопрос не лишний.

Тем более и ответ готов в этом же предисловии - книга нужна в целях просветительских, воспитательных, а также для любителей поэзии.

Отношения между светским творчеством и религией всегда были, скажем так, непростыми. И духовная поэзия, призванная быть связующим звеном, ныне имеет границы весьма расплывчатые. Далеко не каждое стихотворение, в котором упоминается Бог, является "духовным". Тем более "отличился" XX век, прошедший под знаком безбожия, а в начале века нынешнего явно празднует победу эгоизм. Поэтому отбор стихов для упомянутой антологии был строгим, и далеко не все из известных современных русских поэтов там представлены.

Начинается антология с произведений из "Богогласников" - рукописных и печатных сборников духовных песен, которые исполнялись народом в праздники, вне богослужений. Далее - целый раздел с произведениями служителей церкви, начиная от святителей Иллариона и Кирилла Туровского. Впрочем, раздел "светский" открывает не кто иной, как Симеон Полоцкий, также особа духовная. А далее - Михаил Ломоносов, Иван Крылов, Василий Жуковский, Александр Пушкин и так далее. А вот поэзия, начиная с конца XIX века и до современности, вошла в раздел "Исправи слово наше: христианские мотивы в поэзии разломной эпохи". Тут - поэты Серебряного века русской поэзии, немногочисленные поэты советского периода...

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою...

Узнаете прекрасные строки Александра Блока? В новом контексте в них проступает новый смысл.

Остается добавить, что антология издана по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр. Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter