Источник: Знамя юности
Знамя юности

Реставратор Андрей Крапивка рассказал, как восстанавливал Библию

Книжных дел мастер

Беседа с реставратором Андреем Крапивкой похожа на путешествие во времени. Он держал в руках  «Апостола» Федорова и даже скориновскую Библию.

Реставратор Андрей Крапивка

А совсем недавно мастер дал вторую жизнь изданию 1600 года – Евангелию из типографии братьев Мамоничей. Презентация состоится на открытии выставки в Национальном художественном музее 20 сентября.

Когда заходишь в мастерскую Андрея Андреевича, взгляд цепляется буквально за все. Вот в уголке лежат клочки бумаги, которыми пытались подклеить книгу, а на столе – фолианты, еще ждущие своей очереди.

Андрей Крапивка часто вспоминает времена, когда занимался реставрацией Библии:

– Это было в 1987 году, тогда в Национальной библиотеке имени Ленина начались работы по восстановлению. Библия состоит из 23 маленьких книжек примерно формата А5. Вид у двух томов был очень плохой – их я и реставрировал.

У издания перетерлись нитки, вылезли листы. Обложку меняли в 1950-е, но и ее время не пожалело. Когда начинали рваться странички, их подклеивали бумажками. Хорошо,  что тогда не было скотча, силикатного клея и ПВА. Реставратору было бы куда сложнее вернуть книге первозданный вид.


Есть такой парадокс: чем старее книга, тем легче ее реставрировать. Странички Библии были из хлопковой бумаги, а такую можно и стирать, и отбеливать. С середины XIX века в производстве стали использовать древесную целлюлозу. Листы таких изданий желтеют и начинают ломаться.

Как же реставрировали Библию? Сначала книгу разобрали на страницы и замочили в теплой воде. Затем удалялись поздние наклейки, за это время растворялись затеки. Позже выводились механические повреждения: засохшая пища, солома, насекомые. Бывает, лежит между страниц растение, а потом прорастает в бумагу. С каждым листом Андрей Крапивка работал отдельно.

– Иногда они с виду грязные, страшные, но крепкие. А бывает такая труха, что с одной страницей два дня провозишься. В Библии их примерно 60, понадобилось около двух-трех месяцев. Но это не предел. На Евангелие Мамоничей ушло восемь месяцев.

Библия Скорины – старейшая печатная книга в нашей стране, а потому фолиантов подревнее Андрею Андреевичу восстанавливать не приходилось. Когда она попала в руки к реставратору, никакого трепета он не испытал:

– Это моя работа, которую нужно сделать хорошо. Поэтому я читал о жизни великого просветителя.

Увидеть реконструированные тома скориновской Библии можно в музее книги Национальной библиотеки. За 30 лет после реставрации их вид не изменился.

tochickaya@sb.by

Фото БелТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter