Книжки и тетрадки про запас?

«У сына-второклашки, — посетовала коллега, — портфель просто неподъемный! Носим его в школу сами. А что делать?» Впрочем, кто из нас не наблюдал малышей с ранцами за плечами, которые они чуть тянут?.. Спрашивается, что у них там? Книги, завтраки, спортивная форма?

«У сына-второклашки, — посетовала коллега, — портфель просто неподъемный! Носим его в школу сами. А что делать?» Впрочем, кто из нас не наблюдал малышей с ранцами за плечами, которые они чуть тянут?.. Спрашивается, что у них там? Книги, завтраки, спортивная форма? 

Кстати, последней у ребят младшей школы точно быть не должно. Потому что с января 2007 года согласно требованиям гигиенистов начальная школа должна создать условия для хранения личных вещей этой категории школьников. Это и спортивная форма, и принадлежности для трудового обучения, изобразительного искусства. Как рассказала заведующая отделением гигиены детей и подростков ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» Алла Малахова, вопрос о том, чтобы младшие школьники оставляли перечисленные вещи в школе, белорусские гигиенисты поставили достаточно жестко. И многие общеобразовательные учреждения, о чем говорят факты проверок, это требование выполнили. Некоторые еще «в процессе», ведь, как говорится, для реализации любого нововведения нужно время. Ускорить его могут сами 5родители. Главное – настойчивость и знание буквы закона. 

Кстати, облегчить жизнь младшего школьника должна и специальная классная библиотека, где он может оставлять учебные пособия и книги для дополнительного чтения. Согласитесь, удобно. Это тоже требование гигиенистов. А вот пожелания школьников средней и старшей школы, по словам Аллы Антоновны, будут учтены уже при реконструкции имеющихся и строительстве новых школ. Там у каждого подростка, как можно видеть в зарубежном кино про школьную жизнь, появятся собственные шкафчики-ячейки для хранения школьных принадлежностей. 

Ну а что же сами учебники? Ведь и при старых, и при новых правилах оставить в школе абсолютно все не получится: надо ведь как-то готовить домашние задания (их только первоклашкам не задают). А некоторые учебники, скажем, даже для 4-го класса, неподъемные… «Проблема в том, — комментирует собеседница, — что если для 1—3-х классов все учебники были переизданы с учетом новых санитарных правил и норм (вес учебника не должен превышать 300 граммов), то 4-е классы получили всего несколько новинок. Вес некоторых других учебников для этих учащихся доходит чуть ли не до килограмма! Новые книги для них появятся только в будущем году». Кроме того, пояснила Алла Малахова, по установленным Минобразования правилам учебники должны переиздаваться лишь по истечении сроков эксплуатации, а это 4—5 лет. То есть если книга была издана, скажем, в 2003-м, ее время придет как раз в будущем году… 

Но зачастую виновны в тяжести собственных ранцев и… сами школьники. Проверки показывают, что ребята иногда по забывчивости или сознательно носят с собой вчерашние учебники и тетрадки или вовсе комплект на неделю: мол, так надежнее. Вместо тонких заводят толстые общие тетради (в частности, по иностранным языкам), что тоже утяжеляет портфель. Отслеживать это — в интересах как педагогов, так и родителей. 

А еще гигиенист развеяла миф о том, что между тяжестью ранца и ухудшением осанки ребенка можно ставить знак равенства. По ее словам, это только один из великого множества факторов. «Медицина склонна считать, что основной фактор нарушения осанки у ребенка, — говорит Алла Малахова, — это его слабая физическая подготовка». Собственно, то, что и малыши, и подростки стали более хрупкими, видно невооруженным глазом. Да и откуда тут взяться мышечной массе, когда в домашних стенах столько соблазнов: телевизор, DVD, компьютер. Исследования показывают, что сегодня двигательная активность ребят в сравнении с их одногодками 60-х годов прошлого века уменьшилась в два (!) раза. Но это уже другая проблема… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter