Почему книги стали без иллюстраций

Книжка без картинки

Зимнее снежное утро. Иду в редакцию мимо академии искусств. В голубом сумраке светятся окна мастерских. Там молодые художники — графики, живописцы, скульпторы — рисуют, лепят, пишут красками. Смотрю на окна и тихо завидую молодежи. Они полны надежд, мечтаний и всего того, что связано с молодостью и будущей жизнью. Когда-то, много лет назад, и я так же, как эти студенты, мечтал о будущем...

фото pixabay.com
Новогодние праздники — время подарков. Семья наша маленькая, но все любят книги. Не поверите, но у нас и сегодня бумажная книга — подарок. Дочка как привозит из краев далеких, так и приносит из ближайших магазинов. И мы с женой не отстаем — дарим книги и дочке, и друг другу. Бумажные книги заполняют квартиру. Они повсюду. Лежат, стоят, поблескивая корешками и белея открытыми страницами. К чему я завел этот разговор — сейчас поймете.

Я помню многие книги, прочтенные в далеком детстве. Помню иллюстрации, обложки, титулы и даже качество бумаги. Над многими, говоря современным сленгом, зависал, разглядывая картинки. Некоторые были так выразительны, что врезались в детскую память и остались там навсегда. Например, гоголевских героев «Тараса Бульбы» представляю только такими, какими их увидел и нарисовал знаменитый советский график Евгений Кибрик. Были фильмы, другие рисунки, но самыми яркими образами остались увиденные в той книге. И Остап, и Андрий, и сам величественный Тарас Бульба, сидящий на лошади, сопровождают меня много лет. Кстати, как и герои книги Ромена Роллана «Кола Брюньон», романа «Легенда об Уленшпигеле»...

В канун Рождества, так уже сложилось, жена перечитывает гоголевские «Вечера на хуторе близ Диканьки». Я решил подарить ей это сказочное произведение классика с иллюстрациями. Казалось бы, что проще: пошел и купил. Вот я и отправился по книжным магазинам, переходя из одного в другой. Книг Николая Гоголя превеликое множество, но с иллюстрациями нет ни одной. Не увидел я ни кузнеца Вакулу, ни дьякона с чертом, ни капризную Оксану, ни веселых украинских парубков. Есть книги в мягких и твердых обложках, с золотым тиснением и закладками, но все они, к сожалению, без картинок. Удивительно! Не ожидал.

Ладно, я человек взрослый, многое видел, а потому могу и вообразить. А если такую книгу возьмет в руки современный школьник? Ведь он даже не представляет, как выглядели те самые знаменитые черевички, за которыми кузнец летал на спине у черта в царский дворец. Как выглядели красавица Оксана, заснеженная деревня, мешок, в котором оказались некоторые герои. Вроде бы и мелочи, эти самые иллюстрации, будто бы и без них можно обойтись, но, вспоминая себя школьником, понимаю, что именно эти самые «мелочи» и пристрастили меня к чтению. Да и не только меня. Разговаривая с теми, кто и сегодня не изменяет бумажной книге, узнал, что мы любим и помним одни и те же картинки, одинаково воспринимаем героев Якуба Коласа, Михася Лынькова, Шекспира, Бальзака, Пушкина, Лермонтова, Гомера, Данте, Петрарки, Гюго, Толстого, Чехова... Сотни имен и еще больше названий книг, которые запомнились во многом благодаря блестящим иллюстрациям. 

Понимаю, что издавать книги с картинками дороже (ведь художнику придется платить), что затраты стараются сокращать. А иллюстрации при желании можно найти в интернете. Но это не совсем то. Ведь, согласитесь, удивительно, когда,  переворачивая очередную страницу, видишь то, о чем только что прочел, попадаешь в то время и среду, где живут герои, где они радуются и страдают...

В утреннем голубом сумраке светятся окна мастерских академии искусств. Там молодые графики учатся делать иллюстрации...

ladzimir@tut.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter