Книга - источник звания

Сколько живет учебник? "От реформы до реформы", - шутят учителя.
Сколько живет учебник? "От реформы до реформы", - шутят учителя. И, между прочим, они недалеки от истины. Подул ветер образовательных перемен - пора переиздавать учебную литературу. Очередная реформа, однако, в самом разгаре, а споры по поводу того, каким быть новым учебникам, не стихают. Участники недавних трех встреч с авторами школьных учебников, которые прошли в Национальном институте образования, предприняли еще одну попытку прийти к общему знаменателю.

Сегодня, говорят в главном образовательном ведомстве страны, должно подвергнуться "ревизии" две трети школьных учебников. Однако чтобы их переиздать, потребуется в 4 раза больше средств, нежели ежегодно выделяется на учебное книгоиздание. Скажем, что касается начальной школы, где необходимость обновления учебной литературы назрела не вчера, в "модернизированном" варианте к 1 сентября школы получат лишь букварь, сокращенный на 50 страниц. Между тем в "облегчении" нуждаются и остальные учебные книги - один букварь погоды не сделает: как носили дети в ранцах по три-четыре килограмма, так и будут носить; как путались в наукоемких текстах, так и будут путаться. Ну зачем, к примеру, четвероклассникам забивать голову рассуждениями о научном стиле или того пуще - ломать язык о выражения вроде "единая система конструкторско-технологической документации"? Не каждый студент технического вуза поймет, о чем речь, не то что 10-летний мученик науки. На одной из встреч говорили о том, что учебный материал логично излагать в форме доступных пояснений, а не заумных описаний. На качестве учебников для начальной школы в немалой степени сказалось и то обстоятельство, что так называемую обкатку в экспериментальных классах они в свое время не прошли.

В идеале учебное книгоиздание должно подчиняться следующему принципу: появляются новые учебные программы - под них пишутся учебники. По официальной версии, программы меняются каждые 4 года - это и есть средний срок жизни учебника. В действительности нововведения "радуют" учителей и учеников каждый год. Для того чтобы ориентироваться в бурном море преобразований, существует дидактический материал, невозмутимо отстаивают свою позицию реформаторы. Мол, пусть учитель не ленится, методическими новинками почаще интересуется и курсы повышения квалификации аккуратно посещает. Однако очевидно, что всякий раз, как раздается очередной реформенный клич, на курсы не побежишь: учить детей будет некогда. Да и что греха таить, далеко не каждый учитель своим самосовершенствованием озабочен. Как ни крути, а учебник - главный кладезь знаний.

Что такое учебник? Это своего рода путеводитель. Между тем некоторые из них скорее напоминают сборники ребусов. Скажем, поди догадайся, почему в одном из учебников для начальной школы грибник изображен в валенках, а сорока как две капли воды похожа на зайца? А ведь для маленького ученика картинка - один из наиболее доступных способов познания мира. Иллюстрации в учебниках для начальной школы - это больше половины всего материала, по крайней мере, так оно должно быть. Поэтому и экспертиза творчества иллюстраторов нужна самая что ни на есть строгая.

В преддверии нового учебного года много говорят о психофизической экспертизе учебников - лаборатория по ее проведению в стадии становления. Сама по себе идея разумная. Вопрос, как ее реализовать? По большому счету, специалистов, которые бы одновременно разбирались во всех тонкостях психологии школьников и при этом в совершенстве владели учебным материалом, нигде не готовят. Значит, придется новоявленным экспертам постигать азы этой науки на практике, иными словами, учиться на собственных ошибках. Вывод? Во всех отношениях грамотный учебник общеобразовательная школа получит еще не скоро.

Чтобы повысить качество учебной литературы, решено в авторскую среду внести дух соревновательности: над рядом учебников трудятся не один, а несколько авторских коллективов. А уж общественности в лице учителей, учеников и их родителей решать, какой учебник выбрать. И почему бы не привлечь к созданию учебной литературы рядовых учителей? Допустим, в России такая практика - не редкость. Мало того, есть случаи, когда российские книгоиздатели прибегают к услугами белорусских наставников. Скажем, не так давно авторами учебника для российской начальной школы стала чета педагогов из Орши.

И напоследок немного прозы: дело в том, что творческие проблемы нашего учебного книгоиздания дополняются финансовыми и организационными. Невысокие авторские гонорары, которые, к слову, в несколько раз меньше вознаграждения тех же художников, и маленькие творческие отпуска на качественную работу не вдохновляют...

Для сведения. В нынешнем году будет издано 117 учебников и учебных пособий для общеобразовательной школы (из них 100 - для 12-летней), 23 "экспериментальных" и 43 учебника и учебных пособия для спецшкол. В Министерстве образования уверяют, что на сей раз аврала в печатных цехах не будет: за первое полугодие финансисты с книгоиздателями рассчитались полностью.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter