Клюква в сахаре и без

О полезных свойствах клюквы в пору складывать легенды. Ну кого в детстве во время гриппа не отпаивали клюквенным морсом? И не зря: эта ягода содержит множество необходимых организму микроэлементов (йод, железо, медь, марганец), органических кислот (лимонную, хинную, бензойную, олеиновую), каротина и сахаров. Осенью и зимой, когда на обеденном столе не так много свежих овощей и фруктов, клюква — это действительно универсальный источник витаминов.

Почему продаем американский товар, если есть свой?

О полезных свойствах клюквы в пору складывать легенды. Ну кого в детстве во время гриппа не отпаивали клюквенным морсом? И не зря: эта ягода содержит множество необходимых организму микроэлементов (йод, железо, медь, марганец), органических кислот (лимонную, хинную, бензойную, олеиновую), каротина и сахаров. Осенью и зимой, когда на обеденном столе не так много свежих овощей и фруктов, клюква — это действительно универсальный источник витаминов.

Универсальный, но не самый дешевый. Еще в середине октября, в разгар сбора чудо-ягоды, на рынке за нее просили 13—15 тысяч рублей за килограмм. А как было бы здорово, съедая каждый день хотя бы горсть полезных ягод, укрепить иммунитет, сказать «прощай» ангине и гриппу.

«Неужели такая же мысль пришла в голову кому-то из белорусских производителей?» — недавно удивилась я, увидев на полке в магазине пакетик с цукатами из клюквы. Конечно, на глаза не раз попадалась засахаренная ягода, но цукаты — впервые. Надо сказать, в торговой сети страны среди орехов и сухофруктов практически нет товаров отечественного производства. Что вполне объяснимо — климат не позволяет выращивать папайю, миндаль или фисташки. Поэтому мое удивление сменилось радостью за альтернативное решение.

Попробовав новые — не приторно сладкие, а с легкой кислинкой — цукаты, решила поговорить с автором идеи. На упаковке значилось: разработка Центрального ботанического сада НАН Беларуси. Дальше найти старшего научного сотрудника отдела биохимии и биотехнологии растений Елену Алексееву не составило труда — ее коллеги знали о цукатах и помогли любопытному журналисту.

— Разработку я защитила еще в 2004-м. А уже к осени 2006 года были утверждены технические условия на наши клюквенные цукаты «Фитоша», — рассказывает Елена Алексеева. — Заказчик — президиум НАН Беларуси, а задание я выполняла в рамках программы импортозамещения. Необходимо было работать на имеющемся оборудовании и в результате заменить часть импортных продуктов. Производство начинали на УП «Столбцовский плодоовощной завод», а потом перешли в ОАО «Лидапищеконцентраты», где производственные мощности больше и есть многофункциональная немецкая резка. Первые три года мы должны были трудиться по нарастающей, то есть каждый год увеличивать объемы выпускаемой продукции.

Из-за того что в Беларуси все цукаты — привозные, разработчикам пришлось «пошевелить извилинами». Кстати, завозят в Беларусь и клюкву, причем из далекой Америки, что само по себе странно: свою свежую продаем в Европу, а покупаем засахаренную. И это в стране, активно экспортирующей сахар! Или американцы лучше нас «готовят» клюкву?

— Американская отличается от белорусской ягоды, — утверждает Елена Игоревна, рассыпая на столе заокеанские цукаты, а рядом — наши.

Предо мной две небольшие горки сухих ягод: одна из крупных, бурых, больше похожих на изюм, а рядом — чуть помельче, ярко-красных, по цвету похожих на свежие. Пробую: американские — ну очень сладкие, а те, что ярко-красные и помельче, — приятно-кислые.

— Это потому, что наши сделаны по другой технологии, — поясняет Елена Алексеева. — Мы не можем себе позволить «производить на склад». Продукция должна быть рентабельной, поэтому пытались снизить ее себестоимость, но не в ущерб качеству цукатов. Добились этого за счет уменьшения доли сахара, который полезен только в умеренных количествах. К тому же недавно решился вопрос с цукатным сиропом: сейчас он сертифицируется и в ближайшее время появится в продаже. Так технология стала безотходной.

Кроме требований программы импортозамещения, была еще одна причина, по которой начали перерабатывать клюкву: производители давно искали способ сохранять ягоду как можно дольше без потерь ее вкусовых качеств и полезных свойств.

— Мы пошли по пути переработки, потому что зачастую значительная часть урожая у нас пропадала. Ведь клюкву собираем водным способом, а значит, получаем мокрую ягоду, которая быстро портится. Порой складываются и форс-мажорные обстоятельства: два года назад, когда в Европе был урожай, от нашей ягоды отказались, и она пришла в негодность, — поделилась мнением разработчик.

— К сожалению, в нашей стране производители почти не занимаются переработкой клюквы в цукаты, несмотря на то, что ягод в изобилии. А теперь благодаря новой разработке отечественных ученых появилась возможность клюкву перерабатывать в производственных масштабах, а это гарантия того, что наш товар всегда будет востребован и принесет устойчивую прибыль, — говорит директор РСХУП «Белорусские журавины» Василий Лягузский.

Должно быть, и для белорусских перерабатывающих предприятий это весьма выгодное дело: свое сырье, своя идея. Да и конечный продукт, судя по всему, практически не имея конкуренции, будет пользоваться спросом.

— Плюс для нас в том, что расширился ассортимент предприятия. Конечно, это молодой продукт на нашем рынке, но он уже дает прибыль заводу. Стартовать с цукатами нам было легче, потому что ранее купили микроволновую вакуумную сушку, которая в отличие от сублимационной сохраняет полезные свойства продуктов за счет низкой температуры сушки. Выпуская натуральные продукты, мы постепенно приучаем людей к качественным белорусским товарам. Так что будем работать, увеличивать объемы и расширять ассортимент, — говорит директор ОАО «Лидапищеконцентраты» Николай Пикарский.

Логично предположить, что, приняв клюкву за образец, таким образом можно перерабатывать и другие ягоды и фрукты. Николай Пикарский сообщал, что уже примерно через год появятся цукаты из черники, черной смородины и черноплодной рябины.

Сегодня в Беларуси клюкву перерабатывают на цукаты только в ОАО «Лидапищеконцентраты», поэтому новую белорусскую сладость пока не так легко найти на полках магазинов. Остается лишь надеяться, что после наращивания объемов производства лидский завод и Ботанический сад действительно сделают цукаты из местных ягод одним из любимых лакомств белорусов.

Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter