Календарь и традиции: 25 февраля - 3 марта 2019 года

Ключка — не злючка

В традиционном народном календаре 25 февраля — Алексей. Начиная с этого и до последнего февральского дня выставляли на утренний мороз зерно, предназначенное для посева, для закалки: тогда оно даст крепкие, устойчивые всходы, а в дальнейшем — добрый урожай. Точно так же, на протяжении трех дней, выносили на мороз лен и пряжу — чтобы нитки стали чистыми, ровными и белыми.

26 февраля — Фотиния (Фацiн­ня), в народе ее «шанавалi» как спасительницу от лихорадки («трасцы»). Сама «трасца» представлялась в виде старой страшной женщины с «сiвымi, кудлатымi» волосами и длинными трясущимися руками, которыми она «хапала» свою жертву. Кроме лекарств, народные методы исцеления заключались и в том, что больного накрывали кожухом, трижды обносили горящими углями, а потом, как бы отгоняя, отталкивая болезнь, также трижды обходили занедужившего с кочергой. 

Сама по себе кочерга — утилитарный предмет, относится к «хатняму начынню», связанному с огнем, — как «чапяла» или «засланка» в печи. Кочергу еще называли: «важог», «камяна», «касера», «кавяна», «кавяла», «ключка», «кацюба». Из‑за своей непосредственной связи с огнем и его очистительной силой, особенностей материала, из которого изготовлена, формы (кривая) кочерга широко использовалась в различных ритуальных действиях и закрепила за собой «забарону» на «непаважлiвасць». Запрещалось наступать на «нос» кочерги, загребать ею мусор и бросать «смецце» в «качарожнiк». Кочергу как оберег ставили в хлеву, ею очерчивали защитный круг, чтобы не допустить проникновения злых сил. Существовал забавный обряд, когда после «каляднай вячэры» хозяйка толкала хозяина кочергой и тот падал со словами «дай, Божа, каб твае снапы так хутка падалi на нiве». Отправляясь на «перамовы», сват забрасывал на печку кочергу — чтобы сватовство прошло успешно. 

27 февраля — Кирилл. Хорошая погода — знак того, что в ближайшее время ожидается несколько ясных и морозных ночей.

28 февраля — Онисим (Анисим) — овчар, покровитель овец. У многих народов овца символизирует главное жертвенное животное, что дало повод характеризовать человека с кротким характером как агнца, идущего на заклание, а у нас о таком говорили: по характеру — ну просто «божае бя». В восточных регионах в ночь на Анисима «окликали» звезды, т.е., глядя ввысь, просили, чтобы приплод у овец был бы таким же по числу, как количество звезд на небе. 

1 марта — Памфил и Маруф, которые помогают изгонять злых духов. Люди верили, что злые духи, или злыдни, как их еще называли, насылают на человека самые разные несчастья. Представляли злыдней в образе маленьких, горбатых, «скручаных» созданий, «касматых», в огромных шапках и таких же огромных «ботах», иногда похожими на собак или котов. Верили, что живут злыдни целыми семьями или «гуртом», где каждый обитатель старается сотворить какую‑нибудь пакость: украсть яйца или разбить их, насыпать в кашу песка, налить в молоко грязной воды... Считалось, что злыдни могут появиться сами по себе или быть засланными людьми‑завистниками.

2 марта — родительская суббота перед Масленичной неделей, «масленичные дзеды». По давней традиции хозяйки выпекали блины, и первый блин предназначался для «продкаў»: его клали «на вольнае паветра» и он доставался птицам, а они, как известно, считались посредниками между тем и этим светом. 

2 марта кланялись Феодору Тирону и молились ему об отыскании украденных вещей. Надо признать, что раньше, что теперь кражи случались и случаются разные и воры тоже бывают разные — «i ў лапцях, i ў мундзiры», поэтому не устаревает ироничный наказ «не ловить ворон»: «панове‑то, панове, а торбы з салам не пакладзi»... Ну да ладно, пусть у всех нас все будет хорошо. Впереди весна. И это здорово!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter