Реставрировать или консервировать: какое будущее ждет наши замки

Ключи от всех замков

Были, есть и будут. Как укрепления, защищавшие целые города, как памятники и как наследие. На территории нашей страны, по некоторым оценкам, в разное время существовало до 150 замков. Каждый из них — со своей историей и архитектурно-ландшафтными особенностями. Первое, что приходит на ум, — это Мирский, Несвижский замки. Но ведь существуют еще и Кревский, и Гольшанский, и Новогрудский… Сегодня в Государственном списке историко-культурных ценностей — более 15 замков и их фрагментов, а также около 20 замчищ. Некоторые из этих объектов находятся в процессе реставрации или консервации. Что нужно, чтобы сохранить ценные исторические объекты, какие проблемы предстоит решить ученым и реставраторам, узнавала корреспондент «Р».

С точки зрения ценности для страны и определения ее самоидентификации забота о замках и историческом прошлом – это зрелость государства.
Фото Артура ПРУПАСА 

Зрелость государства

Зачем нам нужны замки? Мы рассматриваем их с точки зрения экономической или культурной? По мнению замминистра культуры Сергея Шереметьева, с точки зрения ценности для страны и определения ее самоидентификации забота о замках и историческом прошлом — это зрелость государства, которую мы демонстрируем Европе и миру:

— Мы сознательно делаем это за свои деньги, пускай и немалые. Масштабное восстановление замков свидетельствует о том, что государство заботится о своем имидже и своем будущем. А занимаясь прошлым, мы тем самым формируем будущее.


По словам Сергея Шереметьева, за время реализации госпрограммы «Замки Беларуси» страна потратила немалые средства на восстановление своего культурного наследия — около 20 млн рублей за 2012—2015 годы. Деньги эти не только брались из республиканского и местных бюджетов, но и привлекались из других источников. Следующая программа еще не закончена, но уже привлечено почти 7 миллионов рублей. Причем дополнительные средства на Кревский и Гольшанский замки направлены из фонда Президента по поддержке культуры и искусства.

Сегодня усилия страны сосредоточены на восстановлении единственного королевского Старого замка в Гродно и возвращении ему ренессансного облика, каким когда-то его создал для Стефана Батория итальянец Санти Гуччи. Несомненно, этот объект станет знаковым для региона и страны в целом.

«За государственные бюджетные деньги зачастую мы имеем банальный ремонт, и довольно некачественный, а не реставрацию».
Фото Алексея ВЯЗМИТИНОВА

Но можно ли и нужно ли восстанавливать разрушенное? Когда лучшим решением будет консервация? По мнению Сергея Шереметьева, говоря о восстановлении того или иного объекта, местным властям надо четко понимать: начинать реставрацию стоит, только когда есть средства. Если их нет, может быть, надо подумать о консервации, чтобы в будущем иметь возможность объект отреставрировать. Кроме того, законсервированные объекты тоже с успехом могут быть вовлечены в туристический оборот, как это показывает опыт соседних стран — Литвы и Польши. По такому пути, например, пойдут Гольшанский, Новогрудский, Кревский замки.

В принципе, решая вопрос о реставрации или консервации, убежден Сергей Шереметьев, местные власти должны задуматься о развитии не только их, но и инфраструктуры региона:

— Например, мы восстанавливаем стену в Крево, но там же есть целый регион, который тоже нуждается в восстановлении. В целом потенциал для привлечения средств на реставрацию исторических объектов — это въездной туризм.

Взгляд изнутри

Каким должен быть замковый музей? Или музей в принципе? Классическим, наполненным копиями, интерактивным? Этот вопрос сегодня также вызывает
немало споров. Многие музеи идут самым простым путем, заполняя залы стилизованным новоделом. А ведь копии, убеждена заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты представителей Ольга Попко, зачастую стоят приблизительно столько, сколько оригиналы. Да, это будут предметы интерьера не из самого замка, но они будут его ровесниками. Таким путем пошла она сама, еще работая в должности директора Мирского замка.

По ее словам, сегодня замки посещает очень большое количество туристов — до ста тысяч человек в месяц. А это огромная нагрузка. Например, в 2014 году Мир в один день навестили более 5 тысяч человек! Как сделать так, чтобы пребывание гостей было комфортным? Должна быть выстроена логистика посещения, приняты все меры безопасности на благо посетителей.

Музеи не должны сосуществовать с гостиницами и ресторанами, убеждена депутат:

— Те, кто имеет подобный опыт, скажут вам: они дают лишь незначительный процент прибыли. Основной доход любого замка — от продажи билетов. И это неправильно, когда после шести в ресторане, который расположен в замке, идет гулянье и звучит на всю округу, например, Верка Сердючка. Убеждена, нужно держать высокую планку, выдерживать единый стиль.

Сегодня замки посещает очень большое количество людей – до ста тысяч в месяц. А это огромная нагрузка.
Фото Виталия ПИВОВАРЧИКА 

А реставратор кто?

Идей и задумок много. Но кто сегодня их осуществляет? Здесь еще есть много вопросов. По словам председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Игоря Марзалюка, в России аттестовывают даже каменщиков:

— У нас за государственные бюджетные деньги зачастую мы имеем банальный ремонт, и, кстати, довольно некачественный, а отнюдь не реставрацию. То, что сегодня отсутствует лицензирование на объектах, которые являются предметами национальной гордости, приводит к тому, что пришли рабочие, размолотили аутентичную стену и слепили новую из силиката. А в процентовках может быть что угодно. Если мы говорим о реставрации, это должна быть реставрация. И в этом ключе важно возродить реставрационную школу, не жалеть средств на стажировки. Это проблема рук, а еще — строительных материалов. Министерство культуры должно помогать музеям создавать реставрационные мастерские.

О проблеме кадров не понаслышке знает и начальник архитектурного отдела № 1 проектного филиала «Белреставрации» Андрей Карпук:

— Архитектура — искусство возможного. Тут нужно учитывать и руки наших строителей, и материалы, с которыми они работают. Например, в Несвиже после почти десяти лет эксплуатации начинаются проблемы. Не должно быть так, что мы, тратя огромные деньги, не получаем качества. Несвиж на ремонт, может, деньги найдет, а другие не столь популярные объекты, увы, нет. Одно дело, когда идут плановые вливания, другое — найти средства на текущий ремонт.

В Крево, помимо стен замка, говорят эксперты, есть еще целый регион, который тоже нуждается в обновлении.
Фото Сергея ЮРЕВИЧА

По словам Андрея Карпука, в «Белреставрации» есть высококлассные специалисты по художественным промыслам. Это лепщики, скульпторы, позолотчики, мастера по металлу. И, увы, нехватка специалистов по общестроительным работам — текучесть. А назвать их работу реставрацией язык не всегда поворачивается. Что уж говорить про строительные тресты.

Приглашать иностранных строителей-реставраторов — серьезные затраты. А что делать, если своих нет? Готовить? Заинтересовывать финансово? Или, если не умеем реставрировать, делать выбор в пользу консервации? Еще есть немало вопросов, на которые специалистам предстоит искать ответы. А пока с помощью современных технологий стоит сделать виртуальные проекты замков. Чтобы не потерять их навсегда.

arteaga@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter