Чем белорусский агротуризм отличается от украинского

Ключи от усадьбы, где деньги лежат

Проект обновленного указа по агроэкотуризму находится сегодня на рассмотрении в Правительстве. Перемены ожидаются нешуточные — Минспорта и туризма предложило запретить предпринимателям проводить торжества, а также принимать одновременно более 20 туристов. Далеко не всем владельцам агроусадеб такие нововведения по нраву. Корреспондент «Р» решил посмотреть: а как этот сектор услуг представлен у наших ближайших соседей?  Для этого он отправился в «северную жемчужину Украины» — Шацкий район, а также для сравнения посетил несколько образчиков сельского туризма неподалеку от нашего Кобрина.



На переходе «Олтуш — Пища» немноголюдно. Даже пустынно. Именно здесь, в 25 километрах от Малориты, пересекают границу те, кто едет на отдых в ок-рестности Шацка. Туристический сезон давно завершен. Работы у людей в форме теперь немного.Пограничник в камуфляже строго расспрашивает, зачем я еду в Украину. Рассказываю, что интересуюсь зеленым туризмом, хочу изучить украинский опыт. Он удивленно улыбается: «Время выбрали неподходящее. Сейчас гостей практически никто не принимает. Летом лучше приезжайте. Всей семьей». Говорю, что за мной не заржавеет. И летом непременно приедем.

Украинский погранпереход «Пища» небольшой. Несколько деревянных вагончиков, обитых жестью. В одном работают пограничники, в соседнем — таможенники. Еще дальше — фитосанитарный контроль. Формальности, связанные с пересечением границы, занимают минут 15, не больше. Следующая остановка — шеститысячный городок Шацк.

Большие надежды маленького района


Районная госадминистрация находится на самой его окраине. Двухэтажное здание, которое мало изменилось с советских времен. На первом этаже — районная рада, выше — полтора десятка кабинетов местной администрации. Исполняющий обязанности главы региона Сергей Сидорук (на снимке) только что вернулся с селекторного совещания. Приглашает в кабинет. Говорит, что с развитием туризма местные власти связывают большие надежды:


— Зеленый туризм в Украине развивается хаотично. Закона, который бы определял правила работы в этой сфере, пока нет. Чем быстрее он появится, тем лучше. Все-таки туристический потенциал Шацкого региона огромен. Сегодня он реализован далеко не полностью.

Заняться агротуризмом в Украине проще простого. Регистрироваться в местных органах власти не нужно. Есть желание — приступай к делу. Гостей можно принимать в собственном доме. Или построить на своем участке еще один. Или несколько. Можно даже небольшую гостиницу — никто слова не скажет. Были бы деньги. Налоговая также не докучает. Хочешь заплатить налоги в качестве физического лица — плати, а можно и не платить. Разумеется, большинство владельцев усадеб не горят желанием пополнять бюджет. Сергей Федорович такую вольницу не считает разумной:

— К нам иногда приезжают журналисты из Киева. Они почему-то убеждены, что мы здесь получаем от туризма огромные средства. Да, владельцы усадеб действительно зарабатывают неплохо, туристы оставляют в регионе большие деньги, но на наполняемости районного бюджета это практически не сказывается. Сегодня далеко не все платят со своих доходов налоги. Только самые сознательные. И этот вопрос законодательно никак не урегулирован. Решить его на региональном уровне невозможно. Это прерогатива депутатов Верховной рады. Когда они примут соответствующий закон, тогда и можно будет говорить о развитии агротуризма в цивилизованном русле.

Антураж в каждой усадьбе уникальный.

— То есть можно купить участок, построить трехэтажный комплекс, принимать каждый день по 50 человек и не платить налогов?

— Получается, так. И этот комплекс будет считаться жилым домом.

Управленец рассказал, что особенно неохотно пополняют районный бюджет приезжие. Предприимчивые люди из Луцка, Львова, Киева строят дома на Шацких озерах, летом сдают их туристам. Когда сезон заканчивается — усадьбы закрываются, а их владельцы разъезжаются по домам. Поминай как звали.

В качестве положительного примера Сергей Сидорук приводит белорусский и польский опыт:

— По-моему, в Беларуси для агротуризма созданы отличные условия. Человек заявляет о своем желании принимать гостей, один раз в год платит небольшой сбор — и все довольны. Польская система также хороша. Если у тебя 20 спальных мест, налогов ты не платишь. Но если 21 — необходимо регистрироваться в качестве предпринимателя. И обманывать государство лучше даже не пытаться — штрафы просто огромные. По какому пути пойдет Украина — сказать сложно. Но сегодня мы даже не знаем, сколько людей в нашем районе сдает жилье туристам.

Исполняющий обязанности главы районной администрации убежден: частную инициативу нужно всячески поддерживать, обеспечивать свободу предпринимательства. Но, помимо пряника, обязательно должен быть и кнут. Сергей Федорович приводит конкретный пример: в Украине действует мораторий на любые проверки субъектов предпринимательства. Контролирующие органы могут заинтересоваться деятельностью фирмы или бизнесмена только в том случае, если для этого есть веские основания. Инициатива явно идет на пользу деловому климату, но многие предприниматели расслабились — всевозможные злоупотребления и махинации нынче не редкость. Вразумить таких дельцов может только «кнут». Например, крупный штраф:

— Из-за недобросовестных предпринимателей страдает прежде всего местный бюджет. Мы должны понимать, что ни Трамп, ни Меркель наших проблем не решат. Не починят дороги, не поправят заборы, не построят новые школы и детские сады. Изменить жизнь к лучшему можем только мы. А для этого нужно добросовестно работать. И не менее добросовестно платить налоги. Говорить людям о том, что страна развивается, можно долго и красиво. Но лучшее тому подтверждение — конкретные дела. Новые дороги, новые предприятия и рабочие места.

Туристу важно, чтобы была возможность метнуться на ближайший привоз за вкусненьким.

Несмотря на все сложности, жизнь не стоит на месте. В декабре в Шацке откроется новая современная школа на 600 мест. Следующий год в Украине объявлен Годом дорог. Районные власти рассчитывают на серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Полным ходом идет административно-территориальная реформа. Укрепляются поселковые Советы, больше полномочий делегируют местным властям.

Особые надежды Сергей Сидорук связывает и со строительством нового погранперехода «Адамчуки — Збереже» на украинско-польской границе:

— Это придаст импульс развитию туризма в регионе. Сегодня в Волынской области на границе с Польшей работают два пограничных перехода. Там постоянно огромные очереди. Новый пункт пропуска недалеко от Шацка сделает наш край привлекательнее в глазах гостей из Европы. Каждый год на небольшом Белом озере в Польше, недалеко от границы, отдыхает около 200 тысяч человек. Примерно столько же принимают все Шацкие озера. Так что нам есть к чему стремиться. Прежде всего нужно подтянуть инфраструктуру. Пока ее состояние далеко не европейское.

Белорусам здесь рады


В центре Шацка оживленно. На главной улице возвышается современный торговый центр, рядом — ресторан «Голубые озера». Чуть подальше — памятник советским солдатам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. В нескольких километрах от города находится поселок Свитязь — центр курортной жизни на Шацких озерах. Для местных туризм — главный источник дохода. И главное спасение от безработицы. Районная служба занятости постоянно проводит тематические семинары, обучает желающих азам платного гостеприимства.


Свитязь производит необычное впечатление. Он больше напоминает городок у моря. Во многих дворах возвышаются строения в пару-тройку этажей, рассчитанные на туристов. Такие можно увидеть в Крыму или под Одессой. На каждом этаже — несколько комнат с отдельными входами. А совсем рядом — невероятной красоты озеро Свитязь. Пляжные зонтики и деревянные лодки припорошены первым снегом.

Местный житель Сергей Прокопчук уже готовится к новому сезону. Выкладывает плиткой дорожку, срезает ветки старых деревьев. Во дворе — большой деревянный дом. Чуть подальше — двухэтажная постройка. Тоже для туристов. Беседки, шашлычная, декоративные мельницы — все для гостей. В своем имении Сергей Иванович одновременно может принять 30 человек:

— С каждым годом гостей у нас все больше. Едут в основном из Киева. Белорусы тоже частые гости. Им мы всегда рады. Для отдыхающих у нас созданы все условия. Летом тут работают прокат лодок, катамаранов, велосипедов, всевозможные аттракционы. Но прошлый июль, например, выдался холодным, поэтому людей было немного. А сейчас и вовсе мертвый сезон. Зимой и осенью гостей мы не принимаем. В домах для отдыхающих даже отопления нет.

«Высокий» сезон в этих краях недолгий. Всего пару месяцев. Заработать за это время удается неплохо. Сколько? Конкретных цифр Сергей не называет, отшучивается: «Было бы невыгодно, не занимался бы. А тут даже новую стройку начинаю». С местными властями отношения рабочие — хозяин усадьбы исправно платит налоги, а ему никто не мешает трудиться и развиваться:


Шацкие озера часто называют «северной жемчужиной Украины».

— В конце сезона приходят люди из сельской рады, предлагают заплатить налоги. Я плачу. 1000—1500 гривен за два месяца. «Сборщиков податей» не интересует, сколько у меня кроватей и какое количество гостей я принял. Сколько посчитаю нужным — столько и заплачу. Могу и вовсе сказать, что жилье не сдаю и поэтому ничего уплачивать не буду. Это мое личное дело. Но все же я добропорядочный гражданин.

Следующая запланированная остановка — в деревне Мельники, которая находится недалеко от озера Песчаное. Но по дороге замечаю указатель «Гряда». Не заехать в это популярное место я не мог.

Гряда — это длинная дорога вдоль озера. По обеим сторонам — многочисленные базы отдыха, кафе, ночные клубы, летние площадки. Некоторые базы принадлежат частным фирмам, некоторые — крупным предприятиям. Например, областной дорожной службе, землеустроителям, конструкторскому институту. Многие из них были построены еще в советское время, часть баз приняла первых отдыхающих относительно недавно. Летом этот «Лас-Вегас» на берегу озера Свитязь не спит ни днем, ни ночью. Но сейчас здесь ни души. Будто вокруг — декорации для голливудского фильма. Закрыт рыночек, на замке магазин, который, судя по вывеске, работает без выходных и перерыва. Странные ощущения.
Из-за калитки мне навстречу вышел человек. Представился Юрием. Рассказал, что работает охранником на базе отдыха. Пригласил прогуляться по территории. Правда, делать снимки строго запретил. Вдруг начальство увидит. Будут неприятности.

На базе отдыха он дежурит круглые сутки. Платят копейки, но работа нехитрая. В удовольствие. Есть телевизор, тишина и Свитязь. К берегу озера мы идем по аккуратным дорожкам. Юрий показывает домики, озвучивает цены:

— Вот этот двухкомнатный стоит 1250 гривен в сутки. Соседний можно снять дешевле — за 800 гривен в сутки. Семье из четырех человек здесь будет вполне комфортно. Летом у нас все забито. Народу — море. Много белорусов. Примерно треть.

Для свадеб есть рестораны


В деревне Мельники нигде не увидишь знаков, ограничивающих скорость. Они здесь попросту не нужны. Ехать быстрее 20 километров в час получится вряд ли — дорога сильно разбита.

На окраине села живет Владимир Подложнюк (на снимке). Агротуризмом он занимается около 10 лет. Каждый год принимает больше полутысячи человек. В основном приезжают украинцы из всех регионов страны. Белорусы также постоянные гости. Владимир улыбается:


— Года три назад у меня даже балерина из Минска отдыхала. Вот только фамилию ее забыл.

Владимиру Подложнюку принадлежит огромный участок. Его значительную часть занимает искусственное озеро, в котором водится карп, толстолобик и окунь. Рядом с водоемом — баня и несколько беседок. К своим гостям Владимир относится трепетно. Кормит, поит, возит на экскурсии и даже в экспедиции на внедорожнике. В общем, развлекает как может. Ночлег стоит недорого — 150 гривен. Это примерно 11 белорусских рублей. Желающих отдохнуть в большом доме гостеприимного хозяина всегда много, записываться приходится за месяц-полтора.

В гостевых комнатах ничего лишнего. Кровати, тумбочки, телевизоры. Есть своя кухня и повар, который принимает заказы. Одновременно в коттедже могут разместиться 30 человек. Зарабатывая на туристах, Владимир не забывает о налогах:


Усадьба Сергея ПРОКОПЧУКА.

— За сезон я плачу примерно 2000 гривен. Но большинство предпочитает своими доходами с государством не делиться, хотя в наших краях очень многие живут за счет туризма. Я думаю, что процентов 40—50. Сейчас в эту отрасль люди вкладывают огромные деньги. Строится много современных коттеджей, отдых в которых стоит недешево.

Условиями ведения бизнеса Владимир доволен. Местные власти в его дела не вмешиваются, контролирующие органы проверками не докучают:

— А что проверять? Из чего я борщ варю? Так если он будет невкусным, то люди ко мне больше не поедут, я сам себя накажу. Вообще, ко мне в дом могут попасть только полицейские. И то если приехали по вызову. Остальным вход заказан. Частная территория.

На прощание поинтересовался, можно ли в его усадьбе провести свадьбу. Мой вопрос Владимира удивил:

— Нет, я не слышал, чтобы у нас в агроусадьбах проходили свадебные торжества. Для этого есть кафе, рестораны, специальные комплексы. Свадьбы своим дочерям мы, к примеру, делали в ресторане соседнего санатория.

Гость — самый строгий контролер


Деревня Пески-1 Кобринского района. Здесь живет и принимает гостей Алла Поликарпук — владелица усадьбы «На Заречной улице». На стенах в ее доме — огромное количество дипломов, грамот, благодарственных писем. Дважды усадьба Аллы Алексеевны признавалась лучшей в Беларуси.

Эта отважная женщина была первой, кто рискнул заняться агротуризмом в Кобринском районе. С тех пор прошло 10 лет. О сделанном когда-то выборе Алла Поликарпук (на снимке) не жалеет. Каждый год в ее доме отдыхает около тысячи человек. Гости приезжают даже из далеких Японии, Австралии, Китая, Индии, Новой Зеландии:



— Я хорошо помню 2006 год, когда вышел указ Президента, который заложил правовую основу для развития агротуризма в Беларуси. Нам даже не верилось, что условия могут быть настолько тепличными. Благодаря этому за десять лет в Кобринском районе появилось 33 агроусадьбы, с нашей страной смогли познакомиться сотни тысяч иностранцев. К сожалению, сейчас этот бизнес повернул слегка не в то русло. Многие усадьбы не работают с туристами, а специализируются исключительно на проведении свадеб и корпоративов.

Алла Поликарпук входит в состав республиканского координационного совета по туризму. Сегодня его главная задача — найти выход из ситуации, отделить зерна от плевел. Но при этом не навредить, не загубить все то, чего удалось достичь за 10 лет:

— Недавно National Geographic назвал Беларусь лучшей страной в Европе для агротуризма. Такое признание дорогого стоит и говорит о том, что мы находимся на правильном пути. Нужно по-прежнему развивать сельский туризм, но сегодня примерно половина агроусадеб в нашем регионе делает ставку на проведение свадеб и прочих развлекательных мероприятий. Появляются банкетные залы, способные вместить 200 человек. Никакой аутентичностью, никаким туризмом здесь даже не пахнет.

Алла Алексеевна с высоты своего опыта рассуждает, чем можно привлечь гостей на белорусские просторы. Загибает пальцы: максимально упростить процедуру получения виз, сделать качественные онлайн-путеводители и базу данных агроусадеб на английском языке, упростить процедуру регистрации иностранных граждан. Своими личными секретами популярности среди туристов Алла Поликарпук делится охотно:

— Беларусь, пожалуй, единственная страна в Европе, у которой нет ни моря, ни гор. Значит, свое счастье нужно искать в чем-то другом. Например, в богатых традициях, в уникальной кухне, в старинных обрядах.


Озеро Свитязь.

Алла Поликарпук убеждена: в Беларуси созданы оптимальные условия для занятия агротуризмом. Налог — символический, государство и контролирующие органы в ее работу не вмешиваются:

— Приходилось слышать мнение, что агроусадьбы нужно непременно проверять. Но тогда многие попросту закроются. Не потому, что у нас все плохо. А потому, что заставят кухню обить жестью, подписать ножи и разделочные доски, обработать все хлоркой. То есть создать атмосферу не семейной усадьбы, а пищеблока. Для меня самый суровый штраф — отсутствие туристов. А они точно не поедут, если в усадьбе будет грязно или я их буду плохо кормить. Гость — самый строгий контролер.

Сейчас туристов и без того стало меньше. Владельцы агроусадеб вынуждены снижать цены, чтобы привлечь постояльцев. Например, еще несколько лет назад сутки «На Заречной улице» стоили 55 долларов с человека. С учетом трехразового питания. Теперь цены гораздо ниже, но гостей все равно немного. Предприниматели надеются, что это временное явление. Гостей они по-прежнему ждут и готовы открыть для них настоящую Беларусь — радушную и неповторимую.

КСТАТИ

В Брестской области число субъектов агротуризма за 5 лет увеличилось более чем в два раза. В регионе в 2010 году действовала 151 агроусадьба. Сегодня их уже свыше 360. Больше всего агроусадеб в Каменецком, Брестском, Кобринском и Пинском районах. Cуммарный доход, полученный агро-усадьбами области в 2015 году, составил 14,1 млрд рублей.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Виталий ГРИЦЕВИЧ, заместитель директора Департамента по туризму Минспорта и туризма:

— Проект изменений в Указ № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма» мы внесли в Совет Министров. Предварительный документ, который ранее обсуждался, принципиально не изменен. Поменялись разве что некоторые формулировки, что-то в  нем подкорректировали. Но суть осталась: никаких свадеб и корпоративов в усадьбах, строгое ограничение по количеству гостей и комнат, четкий перечень услуг, разрешительный принцип входа на рынок. Если кто-то не вписывается в эти параметры, пусть регистрируется в качестве ИП — к нему будут совсем другие требования, другой подход в части налогообложения.


МНЕНИЯ

Николай ГЛУШЕНЯ, начальник управления спорта и туризма Брестского облисполкома:

— Сегодня существует разная подоплека в оказании услуг, у некоторых понятие «агротуризм» просто-напросто пропадает. В любом случае здесь однозначно нужно что-то менять, и хозяева агроусадеб это понимают. Вопрос в самом механизме, именно в реализации закона. Сделать это нужно правильно, не навредив.

Георгий ГРИБОВ, руководитель общественного совета по развитию агроэкотуризма Брестской области:

— Запреты и ограничения никакой пользы не принесут, а экономику крупных усадеб подорвут. Государственный подход к этой проблеме, на наш взгляд, состоит не в том, чтобы запретить проведение свадеб, корпоративов и других торжеств и крупных массовых мероприятий, а в том, чтобы извлечь выгоду. Поэтому единственный разумный выход из сложившейся ситуации — это разработка механизма повышенного сбора налога за оказание такого рода услуг.

p.losich@gmail.com

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter