Арендованные мошенниками авто разыскивает милиция
Что можно нынче взять напрокат? Дом, телевизор, видеокамеру, компьютер, жилой или грузовой прицеп к машине, да и сам автомобиль. В Минске объявления о сдаче машин внаем попадаются на глаза едва ли не каждый день: на вокзале, в метро, на уличных рекламных указателях, в газетах и журналах, в Интернете... Глядя на сверкающие бока проезжающих мимо авто, вдруг задумываюсь: машина напрокат — роскошь или доступное средство передвижения? А главное — в какие финансовые ямы мы можем угодить, взяв авто в аренду?
Операция «Махинация»
Что 21–летний клиент пришел со злым умыслом, менеджеры одного из минских автопрокатов и предположить не могли: заключили с ним типовой договор аренды и выдали ключи от новенького серебристого «Ситроена С4». Пользоваться машиной парень должен был ровно три дня, однако уже на следующее утро дрожащим голосом сообщил менеджеру, что оставленное у пиццерии авто... угнали. Заявление о пропаже, розыск, план «Перехват»... Вскоре сотрудникам милиции попался на глаза искомый «Ситроен», а рядом — второкурсник одного из минских вузов, пытавшийся продать автомобиль стоимостью 25 тысяч долларов за... 6.450.000 рублей. Почему такая невероятно щедрая скидка?
— Здесь такое дело... — вкрадчиво объяснял парень заинтересовавшемуся покупателю, — в общем, машину эту я продаю без документов: есть только она сама и ключ зажигания.
Тут уж и школьник поймет, что авто — ворованное. Через несколько часов оперативники Центрального РУВД докопались до сути аферы. Оказалось, что угон был ненастоящим: незадолго до описываемых событий студент дал в Интернете наводящее на размышления объявление: «Ищу разовую, но опасную и щедро оплачиваемую работу». Долго ждать предложения не пришлось:
— Если оставлю тебе ключ зажигания, сумеешь угнать машину? — написал сетевой собеседник.
— Разберусь...
С «задачкой» студент и вправду справился, но в его жизненной «зачетке» появилась отнюдь не отличная оценка...
Мертвая душа
Описанный случай — не единичный. Еще два подобных мошенничества зафиксированы в Ленинском и Фрунзенском районах Минска.
...В салон проката авто двое посетителей не вошли — вбежали.
— Девушка, мы россияне, у вас тут в командировке, — нарочито сбивчиво принялся объяснять один из них, потрясая перед носом менеджера краснокожим паспортом. — Мне 20 минут назад звонил гендиректор холдинга, сказал, что через 3 часа нужно кровь из носу быть в Витебске — проверить работу одного из отделений. Дайте нам напрокат хоть какую–нибудь машину!
В тот момент, по мнению менеджера, грех было бы не заработать денег, которые сами плыли в руки. Видно, поэтому, делая ксерокопию паспорта, она не удосужилась как следует вглядеться в фотографию и сравнить ее с оригиналом, выдала клиенту документы и ключи от «Фольксвагена Гольфа»...
— Когда на следующий день после даты окончания договора от клиентов не было, что называется, ни слуху ни духу, руководство фирмы подало заявление о пропаже автомобиля, — пересказывает материалы дела начальник уголовного розыска Ленинского РУВД Минска Виктор Хорошавин. — А несколько дней спустя с такой же проблемой — исчез «Опель Зафира» — обратилась другая прокатная фирма. В обоих случаях паспортные данные и приметы преступников совпали... Вынужден признать: ни мошенников, ни похищенные автомобили пока найти не удалось. Вероятно, те 3 дня, на которые оформлялась аренда, нужны были, чтобы спокойно вывезти машины за границу. Кстати, в прошлом году было три аналогичных преступления, где теперь эти авто — неизвестно.
Вывод напрашивается сам собой: в стране появился новый вид мошенничества — похищение прокатных автомобилей. Поле для «деятельности» у злоумышленников большое: только в Минске прокатом авто занимаются около 40 фирм, а учатся люди, как известно, чаще на своих, чем на чужих ошибках...
Неследственный эксперимент
Впрочем, для самих прокатов пропажа автомобиля — лишь временная трудность: ущерб возместит страховая компания. Другое дело, как быть обычному клиенту, если в тещином дворе он ненароком зацепил машиной дерево или на 5 минут заглянул в салон красоты, чтобы оплатить новую прическу жены, а взятое в аренду авто угнали?..
...Захожу в одну из фирм, сдающих машины напрокат. Пока менеджер разговаривает по телефону, без приглашения устраиваюсь в клиентском кресле, всем видом показывая: без автомобиля я отсюда не уйду. В рекламном проспекте цены указаны за... час аренды: самая дешевая машина (малютка «Пежо 206») — 1,7 доллара, наиболее дорогая (седан бизнес–класса «Пежо 607») — 4,2 у.е.
— Девушка, эти цены — примерные: у нас гибкая система скидок. Принцип прост: чем дольше вы пользуетесь, тем ниже арендная плата, — словно заученное стихотворение, менеджер принялась декламировать прайс–лист. — Вам машина, наверное, для свадьбы нужна?
— Нет, кортеж у нас заказан, это авто хотим взять для предпраздничной подготовки — чтобы не нервничать и все успевать, — крутя на пальце колечко, якобы подаренное женихом, ответила я. — Но машинку все равно хотелось бы посимпатичнее.
Прогуливаясь по автопарку — седаны, минивэны, джипы, хетчбэки, — задаю провокационный вопрос:
— А как быть, если мой будущий муж въедет на этой машине, например, в дерево?
От такой перспективы у менеджера на пару секунд погасла фирменная улыбка.
— Условия договора таковы: получая машину, вы оставляете нам залог 200 долларов. Если с авто что–то случается по вашей вине, мы тратим деньги на ремонт: таким образом частично его оплачиваете вы, частично — страховая компания. Еще одно правило: с 23:00 до 6:00 часов машина должны быть на платной охраняемой стоянке. Если же вы бросили ее на парковке у дома, а ночью авто угнали, возмещать ее стоимость будете вы.
— А что, разве ваш транспорт не застрахован по системе «Автокаско», когда покрываются все риски?
— Застрахован, но правила это не отменяет.
В другой компании залог и того больше — 400 евро. Вот только честно ли по отношению к клиентам брать с них подобные «штрафы», если все возможные риски прописаны в страховом договоре? И более того, на мой взгляд потребителя, брать нынче машину «взаймы» крайне невыгодно. Ее суточная аренда обойдется как минимум в 48 долларов, недельная — примерно 330, месячная — 1.200 «зеленых»: в два раза дешевле будет платить кредит за собственное авто (например, «Фольксваген B6» 2006 года), чем пользоваться услугами проката. Потому–то и в посещенных мной фирмах большинство предназначенных для аренды машин были не на руках, а стояли на парковках... Быть может, коммерсантам пора пересмотреть условия аренды — чтобы авто напрокат были не роскошью, а действительно средством передвижения?..