Ключ от проекта, где деньги лежат

В прошлом выпуске нашей рубрики мы говорили об иностранных инвестициях в белорусскую экономику. Сегодня есть повод продолжить тему. Совет Министров приступает к рассмотрению проекта создания Национального инвестиционного агентства...
В прошлом выпуске нашей рубрики мы говорили об иностранных инвестициях в белорусскую экономику. Сегодня есть повод продолжить тему. Совет Министров приступает к рассмотрению проекта создания Национального инвестиционного агентства.

Главной задачей новой организации должна стать разработка инвестиционных проектов «под ключ». Предполагается, что агентство будет своеобразной «контактной площадкой», где белорусским предприятиям будет предоставлена помощь в поиске зарубежных партнеров, а иностранным компаниям — в нахождении оптимального варианта сотрудничества. В соответствии с модной ныне тенденцией новая структура будет работать в режиме «одного окна». Инвесторам не придется бегать по инстанциям за получением лицензий, разрешений и согласований. Обратившись в Национальное инвестиционное агентство, владелец капиталов может быть уверен — все сделают за него.

Об истории идеи создания агентства и специфике его будущей работы рассказывает начальник управления международного инвестиционного сотрудничества Министерства экономики Олег Зиновьев.

— Нашим министерством был проведен системный анализ деятельности подобных структур за рубежом на примере Германии, Чехии, Латвии и других стран. Практика показывает: такие агентства необходимы, так как при возникновении интереса у инвестора к той или иной стране как к объекту инвестирования он ждет к себе индивидуального подхода. В этой ситуации именно агентство, хотя бы на первоначальном этапе, должно подсказывать инвестору как, а если необходимо, и в какую отрасль экономики инвестировать свой капитал.

— Олег Владимирович, а как будет выглядеть информационная составляющая работы агентства?

— Министерство экономики совместно с Министерством иностранных дел уже начали создание национального инвестиционного сайта. Предполагается, что на нем будет представлена полная информация о состоянии инвестиционного рынка Беларуси. Будут проводиться актуализация и сопровождение банков данных инвестиционных проектов, программ и предложений инвесторов. А также оценка, экспертиза и анализ отраслевых инвестиционных рынков, законодательной и нормативной баз.

— Насколько я понимаю, агентство будет представлять собой коммерческую структуру, которая зарабатывает деньги на предоставлении услуг инвесторам и их партнерам?

— Не совсем так. Национальное инвестиционное агентство планируется создать в форме республиканского унитарного предприятия. Соответственно, его деятельность будет направлена на получение прибыли. Однако я не стал бы позиционировать агентство исключительно как структуру, нацеленную на зарабатывание денег. Агентство будет находиться в подчинении Министерства экономики, и его важнейшей задачей станет «практическая реализация» инвестиционной политики государства. Вся прибыль будет реинвестироваться в развитие самой организации.

Хотелось бы также отметить, что в подавляющем большинстве случаев за рубежом инвестиционные агентства являются государственными и находятся в ведомственной подчиненности минэкономики или минфина.

— То, что инвестору не придется самому бегать по инстанциям, чтобы получать лицензии и разрешения, — безусловно, важное «техническое» достижение, которое должно порадовать желающих вкладывать в белорусскую экономику. А как насчет количества и сложности бюрократических процедур, с которыми сталкивались и пока еще сталкиваются иностранные инвесторы в Беларуси, разрабатываются ли варианты их сокращения и упрощения?

— Да, проблема есть. Однако Правительство ведет постоянную работу по сокращению процедур согласований, получений разрешений и т.п. Конкретный пример: в Беларуси создан Консультативный совет по иностранным инвестициям при Правительстве, который возглавляет Премьер–министр. Особенностью данного совета является то, что в его состав входят как руководители ключевых министерств и ведомств, так и директора известных иностранных компаний, международных организаций и банков. Такой подход обеспечивает прямой диалог между государством и бизнесом, что позволяет оперативно реагировать на возникновение каких–либо спорных вопросов. Возвращаясь к вопросу о сложности бюрократических процедур, хочу подчеркнуть, что здесь первоочередную роль играет т.н. «человеческий фактор». К примеру, если по законодательству предусмотрено 30 дней на согласование вопроса, то можно, конечно, тянуть до последнего, а можно решить этот вопрос и в более короткие сроки...

Такой вот получился разговор. На мой взгляд, деловой и конкретный. И это дает основания надеяться на его продолжение. Но уже в контексте реальных дел...

Пишите на econom_class@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter