Какой автомобиль выбрать: новый или с пробегом

Ключ на старт

Продажи новых автомобилей набирают скорость

Авторынок продолжает удивлять. За первое полугодие официальные дилеры продали 23 196 легковых и коммерческих автомобилей. Это на 70 процентов больше, чем за аналогичный период 2017 года и почти в два раза превышает результат 2016-го. И это еще не все сюрпризы. Чем объясняется такая динамика и чего ждать дальше? Об этом наш разговор с председателем Белорусской автомобильной ассоциации Сергеем Михневичем.


— Сергей Евгеньевич, а для вас итоги полугодия были ожидаемы? 

— Нет, конечно. Для нас это неожиданный и приятный сюрприз. Мы изначально прогнозировали увеличение объемов продаж в пределах 15 процентов по году. И понимали, что в первом квартале прирост будет больше, поскольку в прошлом году первый квартал был падающим. Но такого взрывного роста мы никак не ожидали.

— Когда несколько лет назад ввели заградительные пошлины на ввоз авто из ЕС, многие автолюбители оказались разочарованы. Исходили из того, что лучше, мол, взять подержанный “премиум” европейской сборки, нежели новое авто из России. Что же произошло теперь? Поменялись настроения у покупателей, исчезли предубеждения? Улучшилось качество сборки? 

— Однозначно, различия на сборочных производствах Запада и Востока все больше стираются. Современные технологии поставлены на поток у многих автопроизводителей. Многие российские заводы имеют в своем штате большое количество экспатов — наемных сотрудников, которые приезжают из-за границы, налаживают бизнес-процессы, контролируют их качество. В итоге по соотношению цены и качества наши восточные соседи заметно продвинулись вперед и сегодня они ничуть не хуже по качеству, чем производители известных брендов в Испании, Словакии или в Америке.  Порядка 80 процентов продаж дилеров в Беларуси — это машины российской сборки. При этом продаем мы их не первый год. Уже есть машины, пробежавшие и пять лет, и больше. И они показывают высокую износостойкость, надежность. Поэтому сегодня настроение у покупателей на авторынке совершенно иное, чем было 6—7 лет назад. Одним из важных факторов, толкающих рынок продаж, является доступность новых автомобилей в том ценовом сегменте, в котором раньше были автомобили с пробегом. Сегодня за 12—15 тысяч долларов можно купить новую машину, но уже с гарантией, чистой историей, да еще в кредит, лизинг, с отсрочками и другими финансовыми инструментами. Нельзя сбрасывать со счетов и рост реальных доходов населения за последние месяцы. Вместе с увеличением ВВП и восстановлением платежеспособного спроса юрлиц это привело к оживлению рынка.

— В этом году более чем в три раза увеличились продажи машин с белорусского автозавода.  Кроссоверов Geely Atlas продано больше, чем аналогичных моделей таких проверенных брендов, как КIА или Nissan. В общем зачете у Geely 9-я позиция среди 30 самых продаваемых моделей. В чем феномен этого явления?

— Здесь я вижу несколько аспектов. Во многом выбор покупателя сегодня предопределяет доступность финансирования этих моделей, льготные кредитные программы. Недавно, например, стало известно, что БПС-Сбербанк еще больше смягчил требования к доходам получателей кредитов на покупку автомобилей Geely. Теперь их можно получить практически при любой зарплате.

Фото БЕЛТА

Отношение к цене и качеству этих автомобилей тоже становится более позитивным. Успех производства и продаж во многом зависит от маркетинга.  Открываются новые дилерские сети, улучшается сервис. Это положительно влияет на динамику продаж. Но предприятие “БелДжи” только начало работу в нынешнем режиме локализации. И ему надо еще многое сделать, чтобы эта марка развивалась дальше.

— Тем не менее на предприятии рассчитывают войти в пятерку лидеров по продажам автомобилей в Беларуси.

— Это вполне реальная цель, тем более что они расширяют модельный ряд. На осень запланирован серийный вывод на рынок еще двух моделей — Emgrand X7 и Emgrand. Если их цена не будет отличаться от заявленной, то нет ничего невозможного.

— Еще недавно Volkswagen Polo в минимальной комплектации можно было взять меньше чем за 10 тысяч долларов. Сейчас меньше чем за 11 тысяч не получится. Что будет с ценами дальше? 

— Начиная с 2014 года после девальвации российского и белорусского рублей российский автопром, особенно производства с недостаточной степенью локализации, переживал тяжелейшие времена, когда приходилось нести огромные курсовые потери. Бизнес был низкорентабельным, а иногда и убыточным. Соответственно это не могло не сказаться на динамике цен. Некоторые автомобили за три-четыре года подорожали на 60 процентов. И это был неизбежный процесс. Чудес не бывает. Мы живем в мире с открытыми экономиками, открытыми границами. Энергоресурсы, материалы, технологии, рабочая сила дорожают, растут зарплаты — все это сказывается на стоимости автомобилей. И я не удивлюсь, если такая тенденция продолжится. Но, чтобы рост был разумным, автопроизводители прилагают усилия по наращиванию степени локализации, что будет способствовать снижению темпов удорожания. Что, в принципе, мы уже и наблюдаем. Я не думаю, что нас ждет рост цен, скажем, на 30 процентов в ближайшие годы. Рынок просто не в состоянии будет поддержать эту динамику, потому что не будут так расти доходы населения, ВВП страны и другие показатели. Полагаю, стоит ожидать определенного инфляционного увеличения стоимости  автомобилей. Но основные подвижки в цене, наверное, уже позади. Если, конечно, не случится неких форс-мажорных обстоятельств.

По нашему опыту ежегодно автопроизводители поднимают цены в российских рублях минимум на 6 процентов практически всех брендов, представленных на нашем рынке. В любом случае, надо исходить из того, как будет развиваться курсовая разница между российским рублем и белорусским, что будет с долларом и так далее. 

— Японские производители автомобилей намерены к 2050 году полностью отказаться от бензиновых и дизельных двигателей в пользу электромобилей и машин с гибридными установками. В нашей стране также хотят развивать производство экологически чистого транспорта. Растет сеть зарядных станций, с вводом в эксплуатацию атомной электростанции появятся дополнительные ресурсы. Каким вам видится будущее авторынка в этом плане?

— То, что электромобили будут вытеснять традиционные — это факт. Вопрос по срокам этого процесса. К 2050 году наверняка к этому придем. Но говорить, что в Беларуси в ближайшие десять лет произойдут какие-то кардинальные перемены в этом сегменте, наверное, преждевременно. Многие рынки развитых стран, особенно расположенных в теплых климатических зонах, где много солнца, получат эту трансформацию быстрее. Поверьте, то, что происходит сегодня в странах Скандинавии, где электромобили набирают обороты, это поддерживается, скорее, на большом пиаре, продвижении идеи по сохранению экологии.  В Германии покупатели электромобилей получают субсидии 4 тысячи евро. Беларусь и другие страны СНГ пока далеки от этого. Однако у нас уже обращают внимание на развитие соответствующей инфраструктуры. И это правильно. На мой взгляд, в ближайшие годы нам стоит ждать некоей трансформации в сфере общественного транспорта. В первую очередь именно он будет электрифицироваться. С удешевлением технологий производства аккумуляторов и  конденсаторов изменения коснутся и автомобилей массового сегмента. Если стоимость электромобилей приблизится к 20 тысячам долларов, увеличится запас хода без подзарядки от 300 километров и выше, то вполне вероятно, что и спрос на них пойдет вверх.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter