Вячеслав Никифоров снова снимает на "Беларусьфильме" и верит в идейных молодых коллег

Ключ к душе режиссера

Много лет Вячеслав Никифоров наблюдал за белорусским кинопроцессом со стороны, получая новые призы за фильмы, созданные в России, и надеясь вернуться к работе на родной киностудии, которой отдал большую часть своей жизни. В 1986 году его официально включили в число лучших советских кинорежиссеров, наградив Госпремией СССР за картину «Отцы и дети», одну из многих, которые он снял на «Беларусьфильме». Год назад к регалиям Никифорова добавился «Золотой орел», главная российская кинопремия — ею удостоили мини–сериал «Палач», съемки которого прошли вдали от Беларуси. Но даже после этого он продолжал называть себя белорусским режиссером и настаивать, что национальная киностудия еще может вернуть себе былую славу фильмами на родном материале со своими талантливыми актерами и режиссерами, реализующимися сейчас на чужих съемочных площадках. В конце концов Никифорова услышали и предложили ответить за свои слова делом. Не так давно он стал худруком «Беларусьфильма». А на днях приступил к съемкам новой картины под рабочим названием «Тум–Паби–Дум», позаимствовав для него слова из легкомысленной песенки, которая будет звучать в кадре. Но разговор со зрителями намерен затеять серьезный.


— Вячеслав Александрович, сюжет вашего будущего фильма уже ни для кого не тайна. Работаете на контрасте? Снимаете историю детдомовца, пытающегося найти родителей, — и вдруг такое название.

— Несмотря на это, главный вектор там отнюдь не в сторону социального драматизма. Хотя сиротство всегда трагично само по себе, в нашей картине много юмора. И очень необычный герой, который поиск родителей начинает с объявления: «Молодой ребенок без вредных привычек ищет семью с целью устройства личной жизни». На объявление реагируют самые разные люди — проходит целая портретная галерея наших современников, среди которых этот мальчишка пытается выбрать себе подходящих родителей. У нас ведь до сих пор преобладает отношение к детям, как... к детям, безответственным и несамостоятельным. Мы проглядели, что появляется новое поколение людей. Таких, как наш Санек, прочитавший тысячу книг, знающий несколько языков. Если он в чем–то и вундеркинд, так только в социальном смысле, такой гений жизнеустройства. В остальном — один из многих. Быть родителями подобных детей — большая ответственность. Что мы, сегодняшние, можем оставить завтрашним им? Этот вопрос мне и хотелось бы задать своим фильмом.

— Но в конце концов Санек найдет семью?

— Конечно. Однако обстоятельства поставят его перед серьезным нравственным выбором. Рано или поздно его приходится делать всем.

— Раз уж вы заговорили о выборе... На осколках тарелки, которую разбили в первый съемочный день, расписалась творческая группа — целиком белорусская, актеры все до одного наши. За исключением исполнителя главной роли Артема Венгеровича, который приехал из Одессы.

— Мы перебрали сотни детей, очень хороших, просто изумительных, талантливых и продвинутых. Но чего–то не хватало — все они были какими–то слишком домашними. А когда совершенно случайно я увидел Артема в украинском телешоу, все сомнения сразу отпали. Он просто рожден для этой роли. Эрудированный, целеустремленный, с той же внутренней самостоятельностью и может убедительно выразить чувства нашего героя, хотя у него самого прекрасные родители и все в порядке.

Первый день съемок. Белорусские актеры Марта Голубева и Павел Харланчук.

— Не могу не спросить об одной из эпизодических ролей. Знаю, что одна из ваших дочерей — психолог. В списке героев фильма так и указано: психолог — Валентина Никифорова.

— Да, это моя дочь. И старшая, и младшая снимались у меня с пеленок, и у них получалось. Но обе выбрали себе другие профессии. Ариадна бредила сценографией, сейчас занимается шоу–анимацией, оформляет «Ромео и Джульетту» для музыкального театра в Праге. Показывает мне свои заготовки — и ее глаза загораются точно как у сестры, когда Валентина рассказывает о своей работе. Я рассчитываю на нее не только как на актрису. Процесс съемок для любого ребенка — большая нагрузка, тем более если у него главная роль. И в принципе, психолог нужен не только Артему, а и всем детям на съемочной площадке. Или, скорее, аниматор, чтобы они могли поиграть и расслабиться.

— А с чего вообще начался ваш проект? Предложили киностудии свой сценарий, воспользовавшись служебным положением?

— Никоим образом. Все фильмы, которые сейчас в запуске (всего их шесть), прошли через конкурс Министерства культуры, в том числе и наш. Но началась эта история еще в конце 1990–х, когда я ехал в Фонд Ролана Быкова посоветоваться с коллегами, как жить дальше. Поскольку ехал с пустыми руками, по дороге придумал эту историю. Было ощущение, что нужен новый герой — так и появился мой Санек. Почему сирота? Такие дети рано взрослеют и очень требовательно смотрят на мир сквозь призму наших ценностей и идеалов. Но в отличие от нас, всему верят, пока мир не начнет их разочаровывать. В этом мальчишке я увидел ключ, который поможет «разомкнуть» взрослых персонажей, и как–то быстро все сложилось. Меня свели с двумя продюсерами, которые сразу ухватились за эту идею, но потом исчезли. А я поспешил в авторское общество зарегистрировать свой сюжет, поскольку снять такой фильм хотел сам.

Артем Венгерович.

— За прошлый год национальная киностудия выпустила единственный фильм. Сейчас снимается сразу 6.

— Надеюсь, этот год станет началом реального обновления нашего кинематографа. Здесь важно в первую очередь не количество, а качество продукции. Нужно поднять уровень ремесла, профессионализма в драматургии, режиссуре и всем остальном. Вернуть талантливых ребят, которые перебиваются в Москве на сериалах...

— И зарабатывают там неплохие деньги, которые «Беларусьфильм» едва ли может им предложить.

— Да, наши режиссеры лудят там сериалы, за которые хорошо платят, но это не то, что у них в душе.

— Откуда вы знаете, что у них в душе? Может, там давно пусто?

— Не пусто. Потому что они талантливые. И у каждого, уверен, есть свой заветный проект, который хотелось бы воплотить на своей земле, на своем материале. Понятно, что у нас очень скромное кинопрокатное пространство, не стоит и рассчитывать, что за счет белорусских зрителей национальная киностудия окупит свою продукцию, выходить во внешний мир нужно обязательно. С чем? Только со своим, уникальным и талантливым. Кустурица создал целый кинематограф, рассказывая о своих чудиках. По–прежнему интересен всем Шукшин.

— А вы много лет мечтаете о своей экранизации Короткевича. И авторский сценарий по его роману «Христос приземлился в Гродно» у вас давно готов — все еще верите, что удастся его экранизировать?

— Верю. Это же уникальнейший сюжет, конфликт конфликтов! Чтобы скоморох примерил на себя судьбу Христа — таких попыток не было практически нигде, ни в одном художественном произведении. Но такое кино не может быть малобюджетным. Это очень амбициозный проект. Говорить о нем сегодня рано. Но я не сомневаюсь, придет время и для таких картин.

ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТКА

13 августа Вячеслав Никифоров отметит 75–летний юбилей. И снова на съемочной площадке. Желаем мастеру здоровья, новых успешных проектов и больших наград!

cultura@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter