Тестирование платформы электронного правительства и практические аспекты применения ID-карт: на каком этапе пути в цифровой мир мы сейчас находимся

Ключ к безграничным возможностям

В стране полным ходом идет подготовка к переходу на биометрические документы. Подразделения по гражданству и миграции обеспечены стационарными и мобильными комплексами для снятия биометрических данных. Скоро в полную силу заработает Центр персонализации документов МВД. Уже выпущены тестовые образцы ID-карт и биометрических паспортов. Между тем пластиковая карточка — это не только и не столько документ, удостоверяющий личность, но и электронный ключ, который впустит нас в общегосударственную автоматизированную информационную систему. Благодаря ей любой гражданин сможет войти на платформу электронного правительства, что позволит ему общаться с государством в цифровом мире. «Р» узнала по­дробности о некоторых практических аспектах такого взаимодействия. 

Мы в зоне доступа

— Работы по созданию платформы электронного правительства сейчас находятся в завершающей стадии,
— рассказал Сергей Новиков, начальник управления стратегического развития Министерства связи и информатизации. — К ней уже подключено большое количество государственных информационных систем. Буквально на днях начнется ее тестирование. Будет представлен в новом формате единый портал электронных услуг общегосударственной автоматизированной информационной системы (ОАИС) — именно той, которая позволит гражданину и государству общаться в цифровом мире. Для этого разработана система аутентификации — проверки личности человека через программное обеспечение. Подтвердив ее путем введения логина и пароля, мы автоматически получим необходимые нам данные. Визит в учреждение, написание заявления, получение справок — все эти процедуры сможем проводить в цифровом виде.

Очень важный нюанс при виртуальном общении — защита персональных данных. Сейчас завершается тестирование процесса разрешения на их использование. Гражданин сам будет управлять правом доступа к своим персональным данным, и без его согласия их не получит ни одна система, за исключением, разумеется, определенных государственных органов, которые в соответствии с законами имеют на это право. Но при этом в системе все будет четко фиксироваться: кто, когда и для каких целей получил информацию о вас. 

— Когда вы предоставляете паспорт должностному лицу, фактически даете согласие на ознакомление со своими персональными данными. В цифровом мире это происходит по-другому, — объясняет Сергей Викторович. — Вы разрешаете системе посмотреть данные путем ввода своих логина и пароля. После подписания документов ваш запрос отправится в МВД, где проверят наличие вашего согласия, а также полномочия специалиста на ознакомление с ними, и только после этого начнется работа по предоставлению информации.

Среди инструментов, которые помогут получить информацию с ID-карты, — приложение для считывания QR-кода.
Периодически возникают вопросы о том, какие данные следует считать персональными. В Законе «О регистре населения» они разделяются на основные и дополнительные. К основным персональным данным относится в первую очередь идентификационный номер, затем фамилия, имя и отчество, пол, дата и место рождения, цифровой фотопортрет, данные о гражданстве или подданстве, информация о регистрации и месту пребывания, а также информация о смерти или недееспособности. Дополнительной же считается информация о родителях или опекунах, детях, супругах, об образовании, роде занятий, налоговых обязательствах, исполнении воинской обязанности, инвалидности, пенсии. 

— Сейчас согласовываются алгоритмы работы Национального центра электронных услуг (владельца ОАИС) и МВД с правом доступа к этим данным с точки зрения законодательства, — уточняет Сергей Новиков. — Планируем уже с 1 ноября соединить все разработанные элементы и тестировать систему электронного правительства как одно целое. 

Уже проверена система выдачи биометрических документов. Издано более 1000 тестовых обезличенных ID-карт. По сотне таких карточек получили все области страны и Минск, а также Национальный банк. Сделано это для того, чтобы государственные органы и должностные лица могли протестировать готовность своего рабочего места, имеющегося программного обеспечения и инфраструктуры для работы с ними. Таким образом, на данном этапе решаются технические вопросы взаимодействия. Все области уже приступили к тестированию, эта работа должна завершиться до 20 декабря. 

Практические вопросы

Считыватель, логин, пароль, подача налоговой декларации и получение справки о составе семьи не выходя из дома — все это выглядит очень заманчиво. Но есть ряд практических вопросов. Например, при заключении договора рассрочки магазины тоже хотят знать, где проживает их клиент. Но новые биометрические документы не будут содержать такую информацию. 

— Данные, которые касаются семейного положения, наличия детей, места регистрации, содержатся в регистре населения МВД, — объясняет Сергей Викторович. — После подписания специального соглашения с МВД и Национальным центром электронных услуг ОАИС площадка электронного правительства сможет ими пользоваться. У сотрудников МВД имеется доступ к регистру населения. Участковый инспектор, который сейчас листает мой паспорт, потом возьмет ID-карту, с планшета или смартфона войдет в базу, введет мой личный номер и увидит нужные ему сведения. Что касается информации о месте регистрации при заключении договора, в Гражданском кодексе прямых указаний о ее необходимости нет. В то же время все понимают, что эти данные пригодятся при гражданских процессах по взысканию задолженности. Сейчас уточняем, как максимально использовать информационную среду, чтобы получать данные и минимизировать требования к человеку по их предоставлению. Субъекту хозяйствования должно быть достаточно лишь личного номера, тогда он сможет узнать, где зарегистрирован клиент на момент совершения сделки. 

А вообще, инструментов для получения информации хватает, среди них приложение для считывания QR-кода, приложение «Регула». Они, кстати, очень удобны для тех, кто развивает электронные сервисы, электронную торговлю. 

Проверена система выдачи биометрических документов, издано более 1000 обезличенных тестовых карточек.
Возможности удостоверения личности, которое одновременно является пропуском в цифровой мир, поистине безграничны. Что немаловажно в наше время, они позволяют минимизировать контакты. Например, если продавец в магазине усомнился в вашем праве покупать спиртное, он попросит паспорт. Документ перейдет из рук в руки и обратно. ID-карту же никто трогать не станет — ее нужно будет просто приложить к терминалу. Если тот засветился зеленым, значит, возраст позволяет вам употреблять спиртное, можете рассчитываться. Красный сигнал покажет, что обзаводиться вредными привычками еще рановато. Сейчас в этом направлении идет работа с банками: нужно дать терминалу возможность «видеть» ID-карту.

Предъявление «пластика» на почте позволит не только увидеть местонахождение вашей корреспонденции или посылки, но и исключит набор квитанции вручную. Согласитесь, так будет гораздо быстрее. Во введении ID-карт очень заинтересованы интернет-магазины, операторы сотовой связи. Ведь они позволят перенести в электронный вид заключение договора, изменение тарифного плана и многое другое. 

— Следующий этап, который мы хотим видеть, — перевод в электронный вид максимального количества административных процедур, — планирует Сергей Викторович. — Сейчас на едином портале электронных услуг для физических лиц организовано виртуальное прохождение 51 процедуры, в ближайшие два года к ним должно присоединиться еще 300. Например, продление срока аренды жилья: зачем двум участникам сделки отпрашиваться с работы, ехать, сидеть в очереди, заполнять документы, если они смогут поставить на виртуальном договоре свои электронно-цифровые подписи и он уйдет в систему, в том числе в налоговую службу. Сейчас готовится проект распоряжения, в котором устанавливаются сроки перевода. 

По большому счету, все равно, из бумаги или пластика изготовлен наш документ. Важно другое: внедрение ID-карт станет посылом для создания инфраструктуры, которая позволяет и будет готова «увидеть» человека в цифровом мире. Это открывает невиданные перспективы: уменьшение количества административных процедур, автоматическое генерирование документов и процессов, прозрачность процедур, значительное ускорение ведения бизнеса, уход от бумажных архивов. Мы и сами не заметим, как с их развитием придем к искусственному интеллекту.

nevmer@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter