Ключ без права передачи

О замене домофонных систем

О замене домофонных систем

Термин «домофонные войны» родился в России, соседствуя в прессе с такими суровыми словосочетаниями, как «варварские методы конкуренции», «навязывание услуг» и т.п. Постепенно эта волна докатилась и до нас. Надо заметить, что Беларусь первой в СНГ взялась за наведение порядка в подъездах при помощи запорных устройств, приняв соответствующую государственную программу. Уже лет девять как домофон стал практически непременным атрибутом каждого подъезда. Поначалу жильцы радовались: по лестницам перестали шататься посторонние. Но вот новый поворот. У устройств, смонтированных на заре 2000–х, истекает гарантийный срок. Началась кампания модернизации. И жилец все чаще упирается в тройной выбор: соглашаться на новую панель с криптозащитой и соответственно покупать связку новых недешевых ключей, менять обслуживающую организацию или же остаться один на один с домофоном, в отношении которого никто ничего не гарантирует?


Многие минчане об этом задумались еще весной, когда в массовом порядке домофонные компании начали настойчиво предлагать хозяевам квартир «поменять формат». Мол, вашу панель сняли с производства, запчастей нет, давайте–ка переходить на новые прогрессивные рельсы. Ведь если сломается ваша панель, обслуживающая организация вовсе не обязана проводить ремонт за свой счет. А тут, смотрите, какие устройства: более антивандальные, с подсветкой, можно при желании даже видеодомофон подключить, а ключ уже чужак не подберет. По подъездам начали ходить резвые юноши, собирающие голоса за новацию. Ведь согласно Закону «О защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг» условием заключения договора о модернизации входной двери является согласие большинства собственников. Тут–то и разгорелись страсти. Скажем, жильцы седьмого подъезда дома № 28 по минской улице Голубева возмутились, что им никто ничего толком не объяснил, не предложил альтернатив, хотя таковые имеются. И даже написали обращение с требованием вернуть назад старую панель. Ее с грехом пополам возвратили, даже не настроив. «Нам сказали, что не обязаны возвращать работоспособность аппарата!» — пожаловался «СБ» один из жильцов Александр Выстропов. О перипетиях этой истории шла речь в статье Елены Талалаевой «Домофон преткновения» (номер за 23 августа 2013 г.). Что показательно, после вмешательства газеты в тот же день пришли мастера и все исправили...


Ситуация, как оказалось, совсем не из ряда вон. В редакцию потоком пошли письма. «Если предыдущий домофон вышел из строя, то почему его замена производится на платной основе? Ведь компании ежемесячно оплачивается обслуживание домофонной системы?» — недоумевала Наталья Кришталь с улицы Лынькова. «Почему нам навязывают новую систему и дверь, не желая ремонтировать и обслуживать исправную старую?» — интересовались жители дома № 23 по улице Бобруйской. Вопросы кочуют из письма в письмо. И хотя по каждому Мингорисполком проводил проверку и давал разъяснения, некоторые так и остались в категории риторических. Скажем, единственный бесплатный ключ (остальные нужно выкупить в среднем по 45 тысяч рублей) представляет собой чаще всего стандартную пластиковую карточку. Куда ее, на какую связку? Не модернизация, а сплошное неудобство... А если кто–то из жильцов встал в позу, не согласен на новую панель и ключи покупать не желает? Не ограничивает ли запертая дверь его законные права собственника?


В Гродно — свои сложности. Да, все 3.935 подъездов домов — как новых, так и старых — оборудованы домофонными системами. Однако далеко не всем жильцам это коммунальное благо, за которое заплачены немалые деньги, приносит сегодня радость. Часто домофоны вовремя не обслуживаются, а то и вовсе не работают. При этом от людей за их ремонт, замену оборудования требуют немаленькую плату. Сложилась парадоксальная ситуация: городская коммунальная служба обслуживает всего лишь 27 процентов подъездов, где установлены домофоны. Остальной жилой фонд поделили частные фирмы и индивидуальные предприниматели. Сделали это еще на заре «домофонизации», когда городские коммунальники спали в шапку и в голову не брали, что на этом незатейливом по техническим меркам производственном участке можно неплохо заработать. Опоздали и... отстали. Сливки теперь снимают конкуренты.


Постоянному подписчику «СБ» Ивану Гавронику из Гродно не повезло. О своих долгих коммунальных мытарствах инвалид II группы, бывший офицер ракетных войск, написал в редакцию: «Шесть лет назад я заключил договор с частной фирмой «Техномиг» на техническое обслуживание домофонной системы. С тех пор исправно вношу необходимую плату. Но в июле 2013 года обнаружил, что сигнал не поступает, трубка в квартире молчит. Обратился в эту фирму, там мне посоветовали сделать заявку на ремонт. Так и поступил. Но прошло несколько недель, а все оставалось по–прежнему. Снова забил тревогу. Меня заверили, что скоро придет мастер и во всем разберется. Появился он в квартире только с третьей моей просьбы. Что–то посмотрел и развел руками: дескать, ничем не может помочь... Вот уже полгода домофонная трубка не работает, а фирме, взявшейся за обслуживание, до этого и по сей день нет дела. Деньги же за эту часть жировки я продолжаю ежемесячно платить из своей небольшой пенсии. Разве это справедливо?»


Чтобы разобраться в ситуации, корреспондент «СБ» отправился по указанному в письме адресу: ул. Клецкова, дом 66, квартира 24. Вот только попасть туда с первого раза не удалось. Сколько ни нажимал на кнопку вызова — в ответ тишина. Вынужден был позвонить Ивану Гавронику по телефону. Он спустился с четвертого этажа, чтобы открыть дверь. Признался, что так делает несколько раз в день. Только пожилому инвалиду с палочкой очень трудно передвигаться, а если еще лифт не работает... Но другого выхода у него нет. Как и не видно конца этой затянувшейся волоките. Клиенту не только вовремя не помогли, но даже толком не удосужились ответить, что ему делать в этой ситуации. И почему в стороне оказалась жилищно–коммунальная служба города, которая в свое время дала разрешение этой фирме на обслуживание домофонов?


Здесь слишком много вопросов. Инженер УЖРЭП Октябрьского района Гродно Болеслав Жагун приводит такие цифры и факты:


— Из 1.920 подъездов района коммунальники обслуживают только 400, еще полторы с лишним тысячи — частники, причем основной куш снимают две коммерческие организации, в том числе уже упомянутый «Техномиг». Конечно, мы стараемся повлиять на обстановку и исправить ее в пользу жильцов. Что им предлагаем? Коль вас не устраивает работа частных фирм, переходите под крышу ЖЭСов. Даже предлагаем более умеренные тарифы за оплату услуг. Но работа эта, признаюсь, идет со скрипом.


Почему так? Оказалось, не все мерится рублем. Тут срабатывает другой известный фактор — бюрократический. Ведь чтобы сменить хозяина и перейти под обслуживание городской коммунальной службы, жильцам надо сделать немало справок, походить по кабинетам и постоять в очередях. У частников же вся бумажная процедура намного проще. Вот и жильцы дома № 54 по проспекту Янки Купалы, как выяснилось, не вняли просьбам сменить частного «домофонного» собственника на Октябрьский УЖРЭП. Где гарантия, что качество обслуживания там будет выше?


Так что сегодня дверь в подъезде оказалась как бы ничья. Коммунальники кивают на частников, а те — на них. Страдают в итоге жильцы. Так получилось и с нашим читателем Иваном Гавроником. Он не нарушил ни одного пункта договора о техническом обслуживании, а оказался заложником коммунальной ситуации, которую никто не пытается разрешить.


Комментарий


Начальник управления жилищно–коммунального хозяйства Гродненского облисполкома Сергей Невмержицкий:


— Действительно, такая проблема существует. Не все благополучно в обслуживании домофонных систем в жилых домах. Чтобы не искать крайнего, мы предложили свои услуги. С 2007 года служба ЖКХ сама взялась за установку домофонов в подъездах жилых домов. Начинать было непросто, потому что упустили время. Теперь упор делаем только на качество и умеренные цены. Сегодня есть хорошее продвижение в регионах области. Например, в Волковыске многие жильцы перезаключили с нами договоры, и теперь 50 процентов домофонов — на нашем обслуживании. В Лиде и того больше — 76. Но цифры здесь не главное. Надо идти дальше и внедрять новые технологии. Например, установку видеодомофонов в подъездах. Пока их в области всего 24, но это лишь только начало.


оветская Белоруссия №8 (24391). Четверг, 16 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Виктор
Всё, что касается жилого фонда, должно быть "замкнуто" на обслуживающую жилищную эксплуатационную организацию. Начиная с дворовой территории, двери подъезда и далее. Если ЖЭС обслуживает дом, то кто без его ведома может что то делать в этом доме? Очень толково дал пояснения нач.управления Гродненской области. Пусть ЖЭСы заключают договора. Даже могут на субподряд кого то брать на свой обслуживаемый фонд и сами с ними разбираются. Товарищества собственников, кооперативы-это их дело.
Семён Семёныч
Бизнес есть бизнес. Главное выбрать нужное направление и заручится поддержкой в "вышестоящем штабе". Простая арифметика. Город 100.000 жителей. Берём среднее арифметическое. На 50 человек одна железная дверь с домофоном. Итого 2.000 дверей. В семье в среднем 3 человека. 100.000 делим на 3 получаем 33.000 плательщиков. Умножаем на 20.000 ежемесячное "обслуживание" (за сами железные двери с домофоном уже уплочено при установке), получаем 660.000.000 бел.руб. в месяц,или 7.920.000.000 бел.руб. в год.чистой прибыли. Не каждое промышленное предприятие может похвастаться такой рентабельностью. Кландайк. А если сюда добавить оплату за антенну...
Виталий
То, о чем повествуется в статье, можно обнаружить в любой нашей системе. В чем причина? Наше общество - это общество безответственных людей с низкой (или никакой) культурой. Поэтому нашим людям больше нравится унижение окружающих, чем их уважение. И тон в этом отношении задают госструктуры, точнее, работающие в этих структурах. А ведь чтобы осветить местность, нужно поднять факел над головой. Но вверху нередко поднимают такой коптящий факел, что день превращается в ночь. В нашей стране для государства рядовой человек - не субъект общественных отношений, а объект, и ему, естественно, не свойственно чувство ответственности. Без изменения этой ситуации всякие рассуждения о наших бедах бесполезны.
М.С.
Это звоночек, сигнализируюший о том, какие отношения выстроятся между жильцами квартир, ушедших из-под крыши ЖЭСов и управляющими компаниями, взявшими на себя обслуживание их жилищ. Однозначно, нужно отстранить таких эксплуататоров-эксплуатационников от кормушки  с богатым кормом.<br />
Интересна фраза "Остальной жилой фонд поделили частные фирмы и индивидуальные предприниматели", кто бы мог объяснить, как такое возможно? - Без личной заинтересованности должностных лиц врядли. Когда проводилась эта компания у жильцов был выбор в конструкции домофона и соответственно по стоимости: за эту столько-то, за эту столько и ни квитанций и никаких других документов, подтверждающих о приеме денег, а вы утверждаете, что "... городские коммунальники спали в шапку и в голову не брали, что на этом незатейливом по техническим меркам производственном участке можно неплохо заработать. Опоздали и... отстали. Сливки теперь снимают конкуренты". - Не опоздали и не отстали, они свое взяли в то время, а сейчас ДА, когда мы сидим, а денежки идут, зависть берет. Повторюсь, это звоночек и не надо ждать набата, а что бы он не зазвучал, все поставить под контроль ЖЭСов.
Виктория
Люди, что может предложить ЖЭС??? Тут кран починить приходит "синий" работник ЖЭСа и только разводит руками!!!! А здесь домофонная система!!! Частным фирмам платишь за техническое обслуживание и они приезжают и чинят, заменяют комплектующие, оборудование за свой счет. Вызываешь работника ЖЭСа, так помимо того, что платишь за техническое обслуживание, так за вызов мастера еще берут и за саму запчасть!!! ЖЭС уже не знает как деньги сдирать с честных граждан! <br />
Что касается Волковыска, то откуда такая информация - 50%????? На 1 января на обслуживании у ЖЭСа г.Волковыска находилось 0 подъездов!!! <br />
Практически весь Волковыск обслуживает более достойная организация "Белсплат".<br />
Вот так у нас везде и во всем делается статистика! Ужас!!!
М.С.
Самым главным ДИКТОФОНОМ в решении этой проблемы должно быть отраслевое министерство, т.е. Жилкомхоз, а оно практиченски от разрешения конфликта, практически самоустранилось и получилось, что условия диктует не Главный Диктофон, а те, кто снимает сливки с проблемы. МЖКХ в этой ситуации должно разработать условия эксплуатации домофонсистем вплоть до создания самостоятельных структур в своей системе, а возможно дать подрабатывать таким производственным структурам в составе городского хозяйства, как "Горсвет" или что-то подобное. Поэтому и комментироваать проблему должен не территориальный начальник, а республиканский.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?