Клыкастый “монстр”. В последнее время против дикого кабана ополчились многие, даже те, кто его никогда не встречал. Заслуживает ли он столько нареканий?

Послушать людскую молву, так просто житья от диких кабанов нет — и личные огороды сельчан опустошают, и урожай из-за них хозяйства недобирают. То и дело звучит призыв поголовно истреблять этого клыкастого “монстра”. Очевидно, что необходимы новые методы и подходы в решении “диких” проблем. И хотя в Беларуси проделана значительная работа по совершенствованию законодательства в области охраны и использования объектов животного и растительного мира, однако закрыты еще не все правовые “бреши”. Не случайно эту тему глубоко зондировали на выездном семинаре в Березинском биосферном заповеднике депутаты и представители целого ряда министерств и ведомств.

Не копеечный ущерб

По мнению министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Владимира ЦАЛКО, достижение и поддержание оптимальной численности диких животных — главная задача ведения охотничьего хозяйства. Превышение оптимальной численности влечет за собой существенный экономический урон народнохозяйственному комплексу страны, в первую очередь сельскому хозяйству. Только в 2008 году ущерб от потрав сельскохозяйственных культур дикими кабанами составил около 3 миллиардов рублей.
Тем не менее не стоит безоглядно распалять “дикие страсти”. Ведь, по большому счету, человек сам создал для этого все условия, а снижать или предотвращать ущерб от кабаньих набегов не научился.

Вооружен и очень опасен

Дикие кабаны населяют нашу территорию с незапамятных времен и всегда являлись одним из основных объектов охоты. Это весьма крупное животное, длина его тела достигает 180 сантиметров, высота в холке — до 110 сантиметров. Самки обычно набирают вес до 130 килограммов, самцы — до 230, но встречаются и 320-килограммовые секачи.
Трехгранные клыки нижней челюсти кабана с острым внутренним краем плотно смыкаются с острой гранью верхних клыков, образуя своеобразные ножницы. Крупного секача обходят стороной волки, и не всегда рискуют нападать на него даже медведи и тигры. “Идя на медведя — застилай кровать, а на кабана — посылай за попом”, — говорили раньше на Полесье, где охота на кабана считалась более опасной, чем на медведя.
Есть клыки и у самок — они значительно меньше и снаружи незаметны, но тоже очень острые и представляют собой весьма мощное оружие самозащиты. Именно самозащиты, поскольку кабан не является хищником и не нападает на других животных и людей. Все случаи нападения на человека были спровоцированы самим человеком. Нападают, как правило, раненые звери, которых преследуют. Активно защищают свое потомство и свиноматки, но обычно только пока кормят молоком (примерно до августа).

Неутомимый “пахарь”

На жесткой дерновине луга трудно заметить отпечатки копыт кабана, но его недавнее присутствие легко выдают свежевзрытые пласты земли. За сутки он “перепахивает” от 8 до 170 квадратных метров почвы, за год — до 4—5 гектаров. А как же иначе? Ведь большую часть своего пропитания кабан добывает в почве и на разной глубине. Он обгладывает нежную кожицу корней и корневищ деревьев и кустарников, поедает корешки и луковицы травянистой растительности, добывает личинок беспозвоночных, дождевых червей.
Огромные ямы, напоминающие воронки от разорвавшихся снарядов, — это тоже работа кабана, который подбирался к корням или кладовым грызунов. А какие огромные старые пни, почти выкорчевывая, окапывает он, учуяв под ними своим тонким обонянием норы и колонии мышевидных грызунов. Вороша подстилку, добывает ящериц, ужей, лягушек, яйца и птенцов птиц, моллюсков, собирает желуди и орехи. Но даже такая завидная всеядность не спасает кабана от бескормицы в морозные дни после оттепели, когда до почвы ему не добраться из-за ледяной корки. По этой причине у кабанов среди копытных самая высокая смертность, особенно молодняка.

Семейные традиции

Стадо диких кабанов — не случайное образование, а семья, состоящая из свиньи-вожака и ее потомства разных поколений, либо семейный союз нескольких родственных самок с потомством. В стаде существует четкая иерархия. Все самцы на втором году жизни уходят из стада и покидают участок его обитания. Первое время они держатся небольшими группами по 3—5 особей. Когда самцы взрослеют, между ними начинаются конфликты за право обладать самками, и группы распадаются. В стадо самцы приходят только в период гона — в ноябре—декабре, в остальное же время года взрослые секачи ведут одиночный образ жизни.
Обследовать участок леса, занятый семейным кланом кабанов, сплошное удовольствие. Здесь все говорит и свидетельствует о привычках этого животного, поведении, образе жизни, вкусах: тропы, чесалки, грязевые купалки, лежки, родильное логово, порои. Пересекаешь натоптанные тропы, разглядываешь измочаленные клыками стволы сосенок-чесалок, обходишь огромные купалки в понижениях леса и удивляешься: как комфортно, рационально и удобно они здесь обустроились.
Купалки — и аккуратненькие ямочки только на одну персону, и глубокие расхлябанные ямища для коллективных посещений — кабаны используют с ранней весны до поздней осени. Роль грязевых ванн многогранна. Это и уход за телом, и территориальная метка, и своеобразная “психотерапия”.

Полевые лакомства

Кабана как магнитом тянет из лесных угодий в сельскохозяйственные, где растут картофель, овес, горох, пшеница, другие культуры. Но самое их излюбленное лакомство — кукуруза. Сложившиеся в начале нынешнего столетия условия жизни диких кабанов в Беларуси были исключительно благоприятными: аномально теплые зимы без глубокого снежного покрова и сильных морозов, интенсивное растениеводство в сельском хозяйстве, все более увеличивающиеся площади под кукурузой, плюс усилившаяся борьба с браконьерством и сниженный пресс хищников. В результате численность диких кабанов значительно возросла.
Можно не сомневаться: если в охотничьих угодьях есть дикие кабаны, они будут выходить кормиться на поля, однако причиняемый ими вред может быть минимизирован. В частности, немецкий исследователь Хайнц Майнхардт, многие годы изучавший поведение и привычки этих животных, считает самым эффективным мероприятием по предотвращению потрав отвлекающие подкормки в критические сезоны с отпугиванием и частичным отстрелом кабанов на полях. Закладывать отвлекающие подкормочные площадки необходимо в достаточно больших лесных массивах — подальше от полей с культурами, которые предпочитают кабаны. Причем в месте подкормки ничто не должно тревожить животных — никакой охоты! А “меню” следует составлять, исходя из кабаньих предпочтений, и выкладывать корма как можно чаще, лучше ежедневно.

Отстрел — не панацея

Стоит обратить особое внимание и на размещение полей севооборота. В большинстве стран ответственность за выполнение отвлекающих мероприятий и отпугивание животных несет пользователь охотничьих угодий. Однако если сам пользователь земельного участка не выполняет рекомендации по предотвращению потрав, ущерб ему не возмещается. К примеру, в результате предпринимаемых мер в Германии, площадь которой всего в 1,7 раза больше площади Беларуси, численность диких кабанов оценивается на уровне 500 тысяч особей, а их плотность составляет около 18 особей на 1 тысячу гектаров охотничьих угодий — это почти в 6 раз больше, чем в нашей стране. Тем не менее проблема потрав сельхозкультур в Германии стоит не так остро. И решают ее не эмоциями, а разумным, научно обоснованным подходом.
Мероприятия по предотвращению потрав от диких животных предусмотрены и в Беларуси. В Правилах ведения охотничьего хозяйства и охоты, утвержденных указом главы государства, этой проблеме посвящена целая глава, где законодательно определены обязанности как пользователей охотничьих угодий, так и пользователей земельных участков. Однако проверки показывают, что пользователи земельных участков практически ничего не делают для защиты своих посевов, но при этом жалуются на низкую эффективность мероприятий, которые, по сути, и не проводились. А пользователи охотничьих угодий практически ничего кроме отстрела не проводят. Если же и организуют “отвлекающую” подкормку, то выкладывают прошлогоднее перепревшее зерно, да еще и устраивают на этой площадке ежедневную охоту. Спрашивается, кто будет есть черствый сухарь, к тому же лежащий “в мышеловке”, если рядом свободно лежит конфетка?

Секачами самцов называют из-за больших клыков, которые растут всю жизнь. Верхние клыки постепенно закручиваются вверх. Длина нижних клыков достигает 28 сантиметров, ширина — 34 миллиметров, причем две трети их длины находится в челюсти, но и при этом наружная часть может достигать 10 сантиметров.

Справка “РП”
По состоянию на 1 января 2009 года фактическая численность кабана в Беларуси достигла 56 тысяч особей, что в 1,5 раза превышает оптимальную. В 2008 году было добыто 18,9 тысячи кабанов. При превышении оптимальной плотности изъятие охотничьих ресурсов должно составлять весь хозяйственный прирост, то есть 25 тысяч особей в год.
Для сравнения: в Венгрии ежегодная добыча диких кабанов составляет около 49 тысяч особей, в Германии — 477 тысяч, в Латвии — 25 тысяч, в Литве — более 20 тысяч, в Польше — 90 тысяч.

Отстрел диких кабанов в нашей стране разрешен с 15 мая по 31 января. Там, где уничтожение или повреждение сельхозкультур носят массовый характер (не менее 25 процентов), может устанавливаться особый режим использования ресурсов дикого кабана. Однако одним отстрелом эту проблему не решить, нужен комплексный подход. У нас есть все предпосылки для значительного увеличения продуктивности популяций кабана при уменьшении вреда сельскому хозяйству. Для этого нужно рачительно хозяйствовать, а не кричать: “Караул! Кабаны все съели...”

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter