Клубника без сливок

Сезонным рабочим из Восточной Европы приходится несладко на британских полях
Сезонным рабочим из Восточной Европы приходится несладко на британских полях

Скоро на зеленых кортах Всеанглийского теннисного клуба скрестят ракетки лучшие представители «игры аристократов». И хотя теннис уже максимально приблизился к народу, игроки и публика, которая приходит на них посмотреть, тщательно стараются подражать своим предшественникам. Теннисисты, к примеру, облачаются в снежно–белую форму. А вот зрителей Уимблдонского турнира невозможно представить без традиционного стаканчика с клубникой со взбитыми сливками. И вряд ли они задумываются, что для потакания их изысканным вкусам уже много лет где–то в конце мая — начале июня на британские грядки с Восточной Европы высаживается целая армия безработных и студентов. Недавно репортер газеты «Гардиан» побывал в одном из хозяйств, где трудятся иностранцы.

«Никому из нас не нравится собирать клубнику, — признается журналисту украинская студентка Светлана. — Сегодня, к примеру, я заработала 23 фунта (1 фунт равен примерно 4 тысячам рублей. — И.С.). Однако проживание в боксе с тремя человеками обходится мне в 35 фунтов в неделю. Возможно, я и заработаю 150 фунтов за неделю, но за вычетом еды, жилья, налогов и т.д. хорошо, если я получу 70 фунтов чистыми».

«В Литве я зарабатываю 200 фунтов в месяц, — говорит бывший полицейский из Вильнюса. — Я думал, что здесь смогу получать больше. Но, судя по всему, не получится».

«Деньги дрянные, — соглашается с ним Артур, официант из Чехии. – В прошлом году, говорят, здесь была забастовка, не исключаю, что в этом году повторится нечто подобное. Здесь, как в тюрьме. Я уже получил желтую карточку. Еще одна — и меня отправят домой».

Контракт, который они подписали, сильно ограничивает их. Сборщики могут быть уволены за одну только съеденную клубничку. Иностранцы–батраки считают, что заплатили слишком дорого, чтобы приехать в Великобританию, и уверены, что компания, их нанявшая, наживается за их счет. Тем не менее поток экономических мигрантов не сокращается. Это значит, что у них находятся аргументы для такого трудоустройства. Конечно, одно дело, если подработать во время летних каникул едут студенты, и гораздо тревожнее, если в авантюры пускаются полицейские, как тот, о котором написано в статье «Гардиан». Свободное перемещение внутри Евросоюза породило серьезную проблему. Пока публично волнуется только Западная Европа — так, Франция из–за польских сантехников прокатила Евроконституцию. Однако еще более серьезные проблемы могут появиться в самой Польше и других восточных странах, когда там некому будет починить давший течь кран.

Мне не удалось найти в Минске фирму, которая взялась бы переправить меня через Ла–Манш на клубнику. Загвоздка в том, что я не студент. Для тех, кто еще учится в вузе, такая возможность имеется. Платите от 650 до 800 долларов и можете провести лето в деревне, но не у бабушки. Желающих немало, ведь в среднем сборщик не только «отбивает» стоимость программы, но и привозит порядка 1,5 тысячи долларов. Это больше, чем годовая стипендия, но вот ирония: с этими доходами в Великобритании он не может позволить себе роскошь купить клубнику, которую собирает собственными руками.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter