«Клуб редакторов»: почему МВФ требует от Беларуси повысить цены на ЖКУ и как на это реагировать?

Забуксовавшие переговоры с МВФ о выделении кредита, поборы в школах и последние скандальные события вокруг «Белорусского партизана». Эти темы обсудили ведущий и участники «Клуба редакторов» на телеканале «Беларусь 1»:  председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, главный редактор «СБ. Беларусь Сегодня» Павел Якубович, генеральный директор БЕЛТА Дмитрий Жук и главный редактор «Комсомольской правды в Беларуси» Андрей Левковский.

Фонд полезных советов


Несмотря на то, что настроение ныне предпраздничное, начать ведущий предложил с обсуждения колонки Павла Якубовича, вышедшей в сегодняшнем номере «СБ». «Павел Изотович, почему вам показалось важным написать про МВФ, который не дает кредит, так как мы не можем положить основные расходы на потребителей услуг ЖКХ?», — задал направление беседе председатель Белтелерадиокомпании. 

Павел Якубович развернуто ответил: 

— Действительно меня заинтересовала логика мыслей и логика действий Международного валютного фонда. Это очень уважаемая организация — и у нас с ней плодотворное сотрудничество. В статье отмечается, что Международный валютный фонд признает за Беларусью серьезные шаги вперед в экономическом развитии. Достаточно объективно это оценивает и даже с определенным оптимизмом подчеркивает, что если работа Правительства и всего экономического комплекса так будет продолжаться, то Беларусь и дальше будет показывать высокие результаты в развитии. Естественно, фонд констатирует, что это будет на пользу всем белорусам, поскольку непременно повысит качество жизни. Но одновременно есть и второе — дискуссионное — заявление Международного валютного фонда. Сейчас речь идет о том, чтобы продлить кредитование, за которое, кстати, мы платим. Это не просто какая-то помощь Санта-Клауса или Матери Терезы там сидят. Там очень люди прагматичные и жесткие в своей логике и своих действиях. Но понятно, что там без политики не обходится. То есть Международный валютный фонд — это, как про глаза говорят, мозг, вынесенный на периферию. Международный политический класс Евросоюза, США и вообще всего западного мира использует МВФ для того, чтобы и кредитная политика осуществлялась с позиций политических. Ничего плохого в этом не вижу, потому что это их деньги… Но в чем состоит требование? Чтобы Беларусь добровольно отказалась от субсидирования населению услуг ЖКХ. Чтобы были здесь полнейшие либерализация  и рыночный подход. Чтобы белорусы платили за услуги ЖКХ все 100 процентов.

— То есть, чтобы население Беларуси было недовольно решением властей… Так на выходе получается, — сказал Геннадий Давыдько. 



Главный редактор «СБ. Беларусь Сегодня» о подводных камнях говорить не стал, но при этом подчеркнул, что МВФ не должен правой рукой оказывать какие-то услуги (банковские, по кредитованию, направленные на помощь), а другой рукой — требовать невыполнимых, по сути, обещаний. «В Минске, скажем, зарплаты у нас не столь велики, как хотелось бы, и уступают некоторым странам Запада уж точно. Хотя в вопросах ценообразования, инфляции и так далее, наконец, как-то устаканилось. Рубль окреп. С одной стороны, это позитивные сигналы — и каждый чувствует это на себе. Но с другой стороны, мы платим за услуги ЖКХ достаточно щадящую сумму, например, если сравнить с той же Литвой. Наш среднестатистический гражданин, проживающий в двухкомнатной квартире, платит, наверное, в три, четыре, а то и пять раз меньше, особенно в зимний период. Если пойти навстречу, сделать харакири своей социальной политике и принять условие Международного валютного фонда, то наши и без того не очень богатые люди будут платить в 7-6 раз больше»



Геннадий Давыдько задался вопросом, зачем МВФ выдвинул Беларуси такое условие для получения кредита — и не нашел на него ответа. «Чтобы была гарантия роста доходов в бюджете страны и тогда, значит, и гарантия погашения этого кредита? Но ведь и так правительственная гарантия есть». 

— Экономическая модель, которая как-то эволюционно у нас сложилась, отличается сильным социальным звеном, социальной поддержкой населения, может быть, далеко не при самых высоких доходах на фоне европейских стран, — вступил в беседу генеральный директор БЕЛТА. — Она позволяет держать жизнь на довольно приемлемом, неплохом уровне. Но эта модель не очень понятна для экономистов МВФ. Ведь они привыкли мыслить по-другому. У них другая схема. А утрудить себя тем, чтобы в нашей схеме разобраться, — ну зачем? Пусть все делают по нашему шаблону, нам так проще и понятней. Вот и вся логика. А этот подход рушит одну из основополагающих скреп в нашем обществе: социальную солидарность. И это очень тонкий вопрос для власти: стоит ли на это соглашаться. 



Председатель Белтелерадиокомпании привел аллегорию: «Дмитрий Александрович, вот представьте, я вам даю деньги в долг под проценты и говорю: «Отдадите такого-то числа». И при этом я ведь не говорю, чтобы ваша родственница, которая бесплатно проживает в вашей квартире, платила вам, и вообще не выдвигаю вам никаких условий».

Андрей Левковский не согласился: «Смотрите, любой банк, когда он дает деньги в долг (тот же кредит), всегда проверяет ваши доходы. И он не даст больше той  суммы, которую вы сможете потом отдать. У МВФ есть свои соображения… МВФ как организация, дающая деньги, наверное, вправе озвучивать свои пожелания и требования. Надо договариваться». 



Также главный редактор «Комсомольской правды в Беларуси» напомнил, что наша страна постепенно идет к стопроцентному возмещению «коммуналки» населением, а делать резкие шаги в этом сложном вопросе, разумеется, было бы неправильным:

— Надо смотреть немножко дальше, а не просто так единомоментно подняли — и все рухнуло. На самом деле Павел Изотович очень правильно сказал и написал… По-моему, с 1 января все коммунальные услуги, кроме отопления и горячего водоснабжения, у нас будут оплачиваться стопроцентно. То есть останутся только две графы, но они — самые дорогие. Сейчас, насколько помню, население возмещает порядка 16 процентов. То есть если сделать 100 процентов, то отопление подорожает в 6-6,5 раз. Но это очень тяжелая графа в жировках и сейчас. А такое резкое повышение будет критичным для многих. Просто будет какой-то обвал. 



Геннадий Давыдько и Андрей Левковский сошлись в том, что повышение стоимости коммунальных услуг, без сомнений, должно идти лишь параллельным курсом с повышением уровня доходов населения. А Павел Якубович продолжил: 

— Я тут с Андреем соглашусь во всем, кроме того, что МВФ — это все-таки не банк. Там нет уж таких жестких взаимоотношений с банковской логикой. МВФ пытается сделать вообще всю систему по всей Европе, а желательно — во всем мире, для них одинаковой, понятной и прозрачной. Но не секрет ведь, что за ними стоят политические круги, которые, находясь за пультом управления полетами, тоже корректируют их деятельность. Согласен, что с МВФ надо договариваться. И это не какая-то оглобельная критика в моей статье прозвучала, что, мол, раз МВФ нам не дает денег, то мы немедленно порываем с ними. Это все процесс долгих разговоров. И нам нужно убедить МВФ в том, что чрезмерная жесткость чревата социальным взрывом. Наше Правительство, политическое руководство, действуя постепенно, добивается щадящей для населения экономической ситуации. Потому что проще всего бросить на выживание в прорубь — и выкарабкивайтесь, как хотите, а мы, Правительство, будем сидеть и смотреть на все это как на что-то статическое. Это основа нашей политики. И люди, понимая это или не понимая, привыкли к тому, что платят за ЖКУ меньше, чем они того стоят. Это экономически не совсем правильно, но в социальном смысле это хорошо. А если нас будут принуждать сделать резкий скачок, наше население, и без того не очень богатое, просто в нищету впадет. 

Генеральный директор БЕЛТА призвал вспомнить, что произошло в Греции, и высказал критику в адрес Международного валютного фонда: «Я помню, как в 1990-х относились к МВФ. Как к гуру, готовы были молиться. Сейчас же нет того отношения у людей. Нет прежнего авторитета у этого фонда. После истории с греческим кризисом многие очень скептически смотрят на эту их очень прямолинейную позицию. Пример: выступление греческих пенсионеров на нынешней неделе. Согласно стратегии МВФ, с 1 января им должны еще больше урезать пенсии. И они при этом уже сократились у них процентов на 30-40. Вы представляете подобное — урезать пенсии — в Беларуси?»

Закрывая первую часть программы, Андрей Левковский подчеркнул: «Последнее требование МВФ на самом деле не новое. Оно звучит при каждом обсуждении очередного кредита. И тем не менее кредиты мы получали. То есть можно обсуждать и договариваться». 

Школьная касса


Предновогоднее время — пора конфет, мандаринов, подарков и, конечно, утренников. Дети показывают свое творчество в тысячах школ, лицеев и детских садов. Но на этой неделе в эпицентре внимания оказалась одна — средняя школа № 14 Молодечно, о которой кто только ни говорил. Снежным комом журналистских текстов и комментариев на форумах эта тема начала обрастать после появления заметки «У маладзечанскай школе № 14 для бацькоў зрабілі ўваход на ранішнікі платны» в издании «Рэгіянальная газета». 



Геннадий Давыдько возмущен: «Скоро Новый год, совсем мало времени до школьных каникул. И тут мы узнаем, что в одной из школ Молодечно для родителей сделали вход на утренники платным. С одной стороны, скандал. А с другой — чистейшая журналистская провокация, ложь. Вход на утренник был и остался бесплатным, а 1.20 рубля стоил вход на спектакль, который дети сами приготовили. Зачем журналисту надо было так передергивать ситуацию в заглавии? Более того — естественно, в этой школе перепугались, все отменили, сделали бесплатным». 

Гендиректор БЕЛТА обратил внимание на то, что журналист регионального издания, беседуя с директором школы, не предупредил о том, что ведется запись, а это прямое нарушение Закона о СМИ. «И потом пошло-пошло — и вот накрутилось. Проблемы нет. Но есть ком общественного мнения. И самое страшное, что этот ком повлиял на решение. 

А главный редактор «СБ. Беларусь Сегодня» посмотрел на произошедшее шире и перешел от частного к общему:

— Мне кажется, что это какое-то искривленное эхо тех проблем, которые реально существуют в школе. Имею ввиду систему поборов. Одни говорят, что поборы с родителей полностью исключены. А другие настаивают на том, что нет-нет, да приходится сбрасываться в шапку на благоустройство, другие мероприятия… Вот, например, в Гомеле в школе, связанной с искусством, скандал. Они привыкли — и это очень правильно, что дети ездят на международные конкурсы. Обычно это заполнялось из бюджета. Сейчас это школа взваливает на родителей — и они не довольны… Наша ментальность существенно отличается от западной, где абсолютно ясное отношение: заплатил — получи. И в лечении, и в школах, и в детских садах и так далее. А наши люди привыкли к тому, что основное бремя в тех или иных формах несет государство. Переломный момент сейчас. У новых поколений на этот счет меньше сердцебиения, новые поколения понимают, что нужны такие четкие отношения, связанные с рублем. Но в целом остается расчет на государство, на какую-то помощь. Это из области даже не экономической, а нравственной. В школах кое-где более богатые родители немножечко инициативу берут в свои руки, а у некоторых это вызывает отторжение. Вот и возникают всякого рода коллизии...

Геннадий Давыдько обратил внимание на тот момент, что благодаря шумихе, поднявшейся вокруг СШ №14 Молодечно, эта школа может даже заработать: «Сейчас многие о новогоднем репертуаре Большого театра оперы и балета знают меньше, чем о репертуаре этой школы. Можно делать 3 рубля за билет на спектакль — и показывать». На что Павел Якубович ответил так: 

— Никто не заставит меня уверенно думать о том, что со стороны школьных коллективов, педагогов поощряется выколачивание денег из родителей. Хочу заступиться за достаточно обездоленных учителей. Они не выступают инициаторами каких-то подледных сборов денег. Это, чаще всего, инициатива родителей. Иногда полезная, а иногда, вот как в Молодечно получилось… Эта фейковая история попала на почву достаточно подготовленную. 



Главный редактор «Комсомольской правды в Беларуси» высказался так: 

— Мое глубокое убеждение: такие вещи делать можно, но все вещи в школе должны быть на добровольной основе. Мы в этой теме разбирались. Там на самом деле существует прейскурант, в котором прописана стоимость билетов в театр. Но есть маленькая оговорка, на которую не обратила внимания школа, когда выставляла цены на билеты: эти спектакли должны быть выездными. Условно говоря, если дети собрались и поехали со своим спектаклем на фабрику, там можно устанавливать стоимость входного билета. А иначе в школе нельзя: это четко прописано в документе. Это во-первых. А во-вторых, форма сбора денег на благотворительность или иные вещи есть: когда дети с родителями что-то делают, готовят, и потом в школе проходит ярмарка, куда приходят родители, знакомые, друзья и могут что-то купить. То же самое надо было делать с театром. Объявить родителям: «Так и так. Наши дети старались, готовились, давайте каждый заплатит за билеты, сколько может». И тогда не было бы этого недовольства. После произошедшего был комментарий из райисполкома — и в нем прозвучало, что в школе были не правы. 

Ситуация вокруг «Белорусского партизана»


Обсудили участники «Клуба редакторов» и ситуацию с «Белорусским партизаном», который был заблокирован Министерством информации, а затем перешел в доменную зону .by. Геннадий Давыдько начал дискуссию с того, что вспомнил о жесткой пикировке, случившейся после перехода «Белорусского партизана» в зону .by между Натальей Радиной и Светланой Калинкиной. Участники «Клуба редакторов» вскользь затронули тему, что независимым СМИ априори быть не может, так как на него влияют как минимум запросы аудитории. А затем перешли к обсуждению проблемы форумов. 

Павел Якубович сказал: 

— Мне решение главного редактора «Белорусского партизана» показалось весьма деловым. Она проявила достаточно такой серьезный подход к своему сайту. Ввела его в доменную зону .by. Тем самым это уже не какая-то вещательная структура, которая находится где-нибудь в Аргентине или на Галапагосских островах. Сегодня это действительно белорусская вещательная структура — и она находится в зоне действия белорусского законодательства, белорусских правил. Сейчас будет и сайту легко работать и посетителям. Насчет форумов шаг довольно смелый. Но, по-моему, это уже становится тенденцией, когда закрывают безумные так называемые форумы, где чрезвычайно своеобразные люди делятся своими ощущениями. И порой это принимает вид гротеска. Вот уже BBC, gazeta.ru запретили отклики. И я думаю, что это путь, по которому пойдут нормальные и заботящиеся о репутации интернет-мощности. Зачастую лучше не иметь никаких откликов, чем иметь такие, какие есть где-то, потому что это не общественное мнение. Но мы об этом уже много говорили… Когда Калинкина убрала «обмен мнениями», то она сделала шаг смелый и направленный на то, чтобы фешенебельней сделать эту свою площадку. Что раньше печаталось там? Чувствуется, что набегали тролли из России и сводили счеты с украинскими патриотами такого же уровня. Это было невозможно читать, смотреть и вообще это было оскорбление цивилизации и языка. Раньше даже на заборах стеснялись так писать, как пишут некоторые посетители так называемые. 



Дмитрий Жук напомнил, что под материалами БЕЛТА, за исключением блогерских текстов, никогда не было форумов, а сейчас некоторые СМИ от них отказываются, так как «хвост уже начинает вилять собакой»: «Народ обсуждает не журналистские материалы, а то, что о них говорят в этих комментариях. Редакция, таким образом, утрачивает свое влияние на общество». 



Андрей Левковский  со своей стороны отметил, что, в принципе, форумы нужны, но за ними нужно очень тщательно следить: «Вы же знаете,что по закону, мы несем за комментарии точно такую же ответственность, как и за свои статьи. Были прецеденты в этом году, когда отдельные интернет-ресурсы даже получали предупреждения и, по-моему, даже кого-то блокировали именно за комментарии. Естественно, комментарии должны проверяться, а те, которые не соответствуют закону и за которые издание может получить предупреждение, должны удаляться. Но вместе с этим для нас комментарии — это неотъемлемая часть ресурса. Более того, периодически мы собираем их и публикуем в газете»

Гендиректор БЕЛТА, возвращаясь к теме «Белорусского партизана», сделал ремарку, что после изменения доменного имени ни позиция Светланы Калинкиной, ни стилистика и направленность материалов «Белорусского партизана» не изменятся. 

А Павел Якубович резюмировал: 

— Но ведь никто и не ставит задачу, чтобы вдруг «Белорусский партизан» стал иным. Пожалуйста, пишите. Но грань она перечеркнула. Во-первых, ресурс стал солидным и легальным органом. А во-вторых, после отказа от тяжелого наследия в виде совершенно неприемлемых форумов «Белорусский партизан» становится вполне участником нашего информационного поля. Пусть пишет статьи, которые не противоречат законодательству, а мы будем их читать и соглашаться или не соглашаться. 

Повтор этого выпуска «Клуба редакторов» — в субботу, 23 декабря, в 9.10 на телеканале «Беларусь 1».

Фото: Виталий ПИВОВАРЧИК, Павел ЧУЙКО и tvr.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter