Клуб редакторов. Информационные войны – кто и зачем манипулирует нашим сознанием

Что вы знаете об информационной войне? Участвует ли в «сражениях» наша миролюбивая страна? И, если да, то с кем мы воюем, и что стоит на кону? На эти вопросы не так легко ответить, как в случае с войной классической, где враг очевиден, а оружие материально. Сложную тему вынесли на обсуждение ведущие «Клуба редакторов» на канале «Беларусь 1»: председатель Белтелерадиокомпании Геннадий Давыдько, главный редактор "СБ. Беларусь Сегодня" Павел Якубович, главный редактор еженедельника "Аргументы и факты" в Беларуси" Игорь Соколов и главный редактор «Сельской газеты» Сергей Михович.

Отправной точкой дискуссии стала мысль, высказанная Президентом на II Съезде ученых:

«Сегодня идет глобальная мировая война. Но она идет новыми методами, и прежде всего в средствах массовой информации. Вы свидетели этого. Не буду называть конкретные примеры. И эта война, что ведется сегодня через СМИ, практически дезориентирует общество».

О какой войне говорит Президент, и за что воюют стороны? Ответ очевиден, и гостям студии легко подобрать определения происходящему: это война за мнение, отношение, точку зрения, война за правоту.

- Информационная война – это, прежде всего, война за умы. – Выделяет главное Павел Якубович. - А уж эти умы позже будут влиять на экономику, политику, добычу полезных ископаемых и все, что угодно. В этой войне нужно подчинить тех, кто не подчиняется, убедить тех, кто сомневается, и навязать свою волю.


Редактор особо подчеркивает: хоть информационная война – это и не классическое сражение с «корпусами, дивизиями, группой армий, флотов и авиационных эскадр», тем не менее, она крайне эффективна:

- Сегодня один человек, вооруженный не самым крупным гаджетом в виде телефона, может иметь воздействие на сознание миллионов людей. Пользуясь одной только клавиатурой, меняют президентов в странах, влияют на выборы. Соединенные Штаты, например, где Трамп победил в основном благодаря эффективному включению в традиционную политическую борьбу Фэйсбука. Но сейчас ареной информационной войны становится и наша тихая, богоспасаемая и во всех смыслах комфортная для жизни Беларусь.

Однако есть особенность: Беларусь ни в каких смыслах не претендует на доминирование по отношению к любому из соседей, не говоря уже об удаленных странах.

- Мы являемся объектом нападения, но не субъектом информационных атак. Мы ни на кого не стараемся влиять. У нас есть радиостанция «Беларусь», которая на 9 языках передает более чем мирные сообщения. Мы не имеем таких ресурсов, которые старались бы агрессивно повлиять на что-то в Киеве, Москве, Кишиневе или Тбилиси. У нас этого нет. Но мы сталкиваемся с информационными атаками не только из-за рубежа, но и со стороны целого ряда СМИ внутри Беларуси.
Геннадий Давыдько согласен с коллегой в том, что информационные нападения на нас не всегда происходят извне. По мнению главы телекомпании, даже не война, а «окопная резня» стоит в нашем собственном информационном пространстве:

- В последнее время одиозные сайты перестали публиковать аналитику, дают просто новость, провокационно подавая ее, и приглашают к обсуждению. Эта новость - как дверь, которая приглашает в ад комментариев. И, когда ты заходишь в эти комментарии, ты попадаешь на митинг. Оскорбляющий всех и вся, где все участники, естественно, в масках. Если на улицах у нас это запрещено, то там - дозволено. И поносят, призывают к свержению, пишут: распни, убей и так далее…


Чего добиваются анонимные участники информационной войны?

- Цель не скрывается – сменить конституционный строй. - Объясняет Павел Якубович. - Со всеми вытекающими отсюда последствиями. В этом заинтересовано достаточно большое количество спонсоров, которые организуют эту войну. Если бы кто-то озадачился вопросом улучшения культурного обслуживания населения, к примеру, проблемами бесхозяйственности или коррупции, – это звучало бы критично для страны, но это не война. Это естественное желание и право граждан высказывать свое мнение. Но если основным мотивом звучит насильственная смена власти, а в качестве примера приводится Майдан… Чем заканчиваются майданы, мы можем видеть сейчас. Пока мы говорим, по Киеву ходят разъяренные толпы.


Есть мнение у редактора и относительно того, кто эти «сеятели гигантского, недопустимого бескультурья», прячущиеся за масками.

- Возникает такое чувство, что зачастую это даже не посетители, не люди, желающие обменяться мнениями, а тоже своего рода технология. Есть информационный ресурс, занимается политикой. Но ему же нельзя сказать про кого-то из ненавидимых им государственных служащих или просто личных недругов. Они создают форум и сами пишут там от имени «шурупов», «болванов», «янычаров»… Не надо кого-то обижать, притеснять, тащить в суд. У нас действительно мирная страна, и подходы нацелены на гуманность. Но выкрикнуть, так сказать, опереточно «Сударь, снимите маску» время пришло.

Главный редактор «Сельской газеты» убежден: у большинства наших людей есть своего рода прививка против разрушительных, оголтелых призывов на пропагандистских форумах. Здравомыслящий человек, забредя на подобное «собрание» случайно, выйдет из него с еще более твердым убеждением о том, «кто эти люди и как они используют этот ресурс». Однако, по словам Сергея Миховича, противостоять таким агрессивным комментаторам надо, так сказать, «наступательно обороняясь». Для этого он предлагает «использовать существующие возможности компетентных органов, как того велит закон»:

- Если эти ресурсы, как попы Гапоны, засылаются для того, чтобы провоцировать тех, кто может на это поддаться, хоть это и мизерная часть населения, и утратили свое прямое предназначение, их нужно просто закрыть.


Давыдько подытоживает: у редакторов, собравшихся за круглым столом, есть надежда на поправки и дополнения в законе о СМИ, который сейчас готовится в Министерстве информации.

- Хочется верить, что появится, по крайней мере, идентификация человека, который приходит в интернет. Это создаст более здоровую атмосферу для конструктивных предложений, а не оскорблений.

К слову о «масках» и законе. Главный редактор «СБ. Беларусь Сегодня» задается вопросом: что значит «незарегистрированное» СМИ?

- По моему убеждению, если это СМИ и находится в таком важнейшем деле, как работа с общественным сознанием, то оно должно быть зарегистрировано и встать в строй. Если, конечно, это легальное учреждение, которое платит налоги, подчиняется общим законом, а не нечто непонятное, нигде реально не существующее, но заполняющее эфир. А то обижаются, кричат о том, что их закрыли, прикрыли, еще что-то. Так вас нет! Если хотите заниматься журналистикой, хорошей, качественной, смелой – выходите из чуланов темных, регистрируйтесь, будьте как все.


А пока у каждого из редакторов свой рецепт победы в информационной войне. Игорь Соколов предлагает создавать свои форумы, альтернативные круги общения. Сергей Михович видит залог успеха в передаче жизненных ориентиров подрастающему поколению с помощью социальных институтов. Павел Якубович предлагает действовать «мягкой силой»: через выплату зарплат, пенсий, строительство жилья показывать преимущество нашего образа жизни перед другими.

Повтор этого выпуска "Клуба редакторов" смотрите сегодня  в 9.10 утра на Беларусь-1.


Фото: Беларусь-1, Рейтер

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter