Заместитель генерального директора туристической компании «Топ–тур» Татьяна Волошина очерчивает круг предпочтений: Европа, паромные круизы, экзотические страны... Впрочем, вне зависимости от категории поездок тенденция одна — сэкономить. В этой связи (а также из–за развития информационных технологий и интернета) увеличилось количество путешественников, прокладывающих маршруты и бронирующих отели самостоятельно, не прибегая к посредникам.
— Литва на новогодние праздники пользуется традиционным спросом, но процент тех, кто прибегает к услугам турагентств, снизился, — приводит пример директор компании «КолорЛэнд» Наталия Бугаева. — Кроме того, наблюдается «провал» с направлением на Санкт–Петербург, ранее пользовавшимся стабильной популярностью.
С другой стороны, за несколько дней до Нового года свободные места в групповых турах имеются у ряда компаний и в недорогую Чехию (около 350 рублей за 6 дней), и в соседнюю Польшу (от 270 рублей за 4–дневный тур), и в Россию.
Нет худа без добра: из сложившейся ситуации выгоду извлекают транспортники. Пока авиаперевозчики и железнодорожники борются за клиентов, постепенно снижая стоимость билетов, автобусники зарабатывают на сравнительно бюджетных для кармана потребителя поездках за рубеж.
— В дни новогодних и рождественских праздников мы традиционно назначаем дополнительные автобусы в Вильнюс, Варшаву, Москву, Санкт–Петербург, — отмечает начальник отдела внешних перевозок государственного предприятия «Минсктранс» Александр Фомин. — Под занавес года особенно популярно польское направление. Весьма востребован Вильнюс — туда отправляются отдохнуть на пару дней. В российские же города белорусы едут в том числе и из–за того, что у наших восточных соседей продолжительные каникулы в начале января. Следовательно, есть что посмотреть и где побывать.
Кстати, запущенные летом рейсы из Минска в литовские аэропорты, нацеленные на пассажиров лоукостов, оправдали ожидания. Данное направление востребовано и в «высокий» сезон, и в межсезонье, особенно осенью и зимой.
Одно печалит государственного перевозчика: его сдерживают конкуренты–частники. Но это уже не проблема пассажиров: им на руку такое соперничество, сулящее снижение цен на автобусные билеты...
Тем белорусам, которые не имеют шенгенских виз, в свете наметившейся тенденции к большей экономии прямой путь в Россию и Украину. Денег за пересечение границы никто не берет, цены в соседних государствах весьма приемлемые — чем не бюджетный отдых? По словам Наталии Бугаевой, приятно радует интерес к Карелии. Едут и в Украину, хотя завершающийся год по этому направлению выдался нестабильным. Вообще же, туристы нынче демонстрируют чудеса практичности, совмещая праздничные путешествия с шопингом. К примеру, популярны короткие вояжи в Смоленск — «за колбасой», шоп–туры в Вильнюс, двухдневные поездки в другие страны Балтии (обходятся такие всего в 35 евро без учета визы, но зато с ночевкой и экскурсиями).
Еще один тренд года — наши путешественники наконец–то повернулись лицом к своей стране, о чем так долго мечтало руководство туристической отрасли. В турфирмах в один голос заявляют: клиенты активно интересуются, однако распиаренные в свое время Мир, Несвиж, популярные санатории вокруг Нарочи, Браславских озер и другие знаковые объекты для «продвинутых» отходят на второй план. Принцип выбора последние два года таков: если куда–то отправляться, то по неизъезженным маршрутам. И при этом, конечно, чтобы отдых был комфортным и недорогим. Даже на Новый год и Рождество, праздники, на которые обычно денег не жалко.
В свою очередь, турбизнес оперативно сориентировался и готов предложить новые варианты привычных маршрутов — как по Беларуси, так и в Европе. Ведь в целом год оказался неровным. В январе туры очень активно раскупались, затем наступило месячное затишье, в марте — подъем, в апреле — снова спад, вплоть до полной тишины в мае. Были провалы и в середине летнего сезона, а вот в сентябре дела снова пошли в гору. Почему такие скачки спроса? Эксперты полагают, что туристы начали планировать отдых не только на близкую, но и на более отдаленную перспективу. И это, безусловно, хорошо. Так что прогноз на 2017 год можно сделать уже сегодня. Во–первых, будут востребованы недорогие или оригинальные маршруты, преимущественно групповые — так дешевле. Во–вторых, туристы продолжат осваивать путешествия с минимальным участием посредников. И наконец, соответствие цены и качества турпродукта останется одним из основополагающих факторов при выборе туров. В любом случае, страсти к путешествиям никто не отменял.
Кстати
Белорусская железная дорога в дни новогодних и рождественских праздников назначила более 70 дополнительных поездов международных и межрегиональных линий. В международном сообщении будут дополнительно курсировать 40 составов, причем наиболее востребованным пунктом назначения является Москва. Для сравнения: год назад БелЖД назначила более 90 дополнительных международных поездов, но уже не только в Москву, но и в Санкт–Петербург. А в канун 2014 года курсировали более 160 дополнительных поездов, из них свыше 100 — международных линий.
Факт
По словам директора Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению населения Геннадия Болбатовского, средняя стоимость одного койко–дня по путевкам, приобретенным на 2017 год за бюджетные средства, повысится на 7 процентов. Цены для свободной реализации формируются собственниками здравниц и будут зависеть от спроса и предложения.
Александр НЕСТЕРОВ.
nesterov2009@источник
Советская Белоруссия № 252 (25134). Пятница, 30 декабря 2016