Клоны микрофона

Из Белорусского государственного ансамбля «Песняры» ушли четверо исполнителей...

Из Белорусского государственного ансамбля «Песняры» ушли четверо исполнителей. Покинули его почти тихо, не затевая скандала. Худрук коллектива Вячеслав Шарапов объяснил кадровые перестановки тем, что группа не продлила контракты с людьми, которые по своим человеческим качествам перестали устраивать остальных музыкантов. Один из теперь уже бывших «песняров» сообщил, что принял решение оставить команду из–за некомпетентности ее руководства. Ну и мило: чем бы артисты ни тешились, лишь бы на афишах не появилось новое название, допустим, «Четыре Песняра».


Вообще, как выяснилось много лет тому назад, слово это — «песняр» — сакральное, и обращаться с ним следует осторожно. Ведь даже участникам «Белорусских Песняров» пришлось нелегко в борьбе за свое честное имя. Ладно «Песняры» под управлением Леонида Борткевича или, скажем, «Песняры» во главе с Игорем Свечкиным (два состава группы) — тут есть повод для размышления соответствующим органам, что стоят на страже интеллектуальной собственности. Сложная и хитрая штука — юриспруденция. Предположим, был бы я миллиардером Абрамовичем. И напала бы на меня тоска зеленая — клуб «Челси» выиграл все, что возможно, лучшие яхты мира стоят в моем порту, бизнес процветает. Заняться тупо нечем. А подать сюда моих юристов–бездельников! Бездельничаете?! Вот вам задание... Какое бы задание вам дать?.. О! Запатентовать слово «ботинки» на мое имя. Ваши проблемы, как вы это устроите, но чтобы никто в целом свете больше не мог всуе употреблять фразы «Поющие ботинки», «Голубые ботинки» и т.п. Понято? Выполнять! И закрутилась машина, завращались шестеренки — красота!


Птица, песня, ребята, маки


А если серьезно, то двойники собственных коллективов не дают спокойно творить некоторым российским артистам. Недавно смотрел прямой эфир с ансамблем «Синяя птица», так лидер бэнда Сергей Дроздов по–прежнему переживает, что к славному имени примазываются люди, мало имеющие к нему отношение. Я попробовал подсчитать, кто еще сегодня так или иначе свое искусство связывает с «Птицей». Таких набралось 5. Кто–то из них анонсирует выступления как концерт именно «Синей птицы», кто–то оригинальничает и указывает в рекламе что–то типа «экс–солист ВИА «Синяя птица». Итак: группа, художественным руководителем которой является Алексей Комаров, ее курирует Роберт Болотный, когда–то и придумавший название «Синяя птица»; минчанин Александр Зверович, Дмитрий Галицкий и «Новая Синяя птица», Владимир Преображенский, Валерий Ющенко — все они действительно работали в ансамбле. Или «Лейся, песня», существующая в пяти инкарнациях: ВИА «Поющие ребята» продюсерского центра Игоря Агафонова, международный проект «Лейся, песня International» Дмитрия Закона, группа Александра Филаткина, «Легендарная песня» — экс–солисты и экс–участники ВИА «Лейся, песня»; творческий центр «Лейся, песня 70–х» имени Владислава Андрианова. Два ансамбля «Добры молодцы» — Андрея Кирисова и Анатолия Киселева, два «Алые маки» — Андрея Мелика и Вадима Зорина. Три «Пламя» — Сергея Березина, «Пламя 2000» и «Звезды пламени». «Землян» три штуки — одними управляет Сергей Скачков, другими Владимир Киселев, третьи именуются «Васильевский спуск» (до недавнего времени — «Земляне»). Есть «Здравствуй, песня!» и «Здравствуй, песня» — заметили разницу? «Мираж» и «Мираж 90–х»...


После распада «Веселых ребят» (начало 90–х) гитарист команды Игорь Гатауллин создал «Веселые ребята 13 лет спустя», но неизменный руководитель легендарного ВИА Павел Слободкин запретил музыкантам выступать под этим флагом. Ныне работают и сами «Веселые ребята» Слободкина — в абсолютно новом составе. И «Белый орел» представлен собственно группой и бывшими ее вокалистами Леонидом Лютвинским и Александром Ягья. Одно время выступали «Цветы» и коллектив «Александр Лосев и старый состав группы «Цветы». А мудрый Юрий Маликов собрал в своем концертном агентстве всех, кого только было можно из «самоцветов»: группу, ВИА и New Самоцветы!


Кстати, это не Андрей Разин из «Ласкового мая» придумал гастролировать по Союзу несколькими составами с одним и тем же названием. Первыми были не попсовики, а рокеры! Короткий промежуток времени в начале 80–х на сцене трудились группы «Карнавал» и «Карнавал II» — пока Александр Барыкин и Владимир Кузьмин определялись, за кем останется исходник.


А где мне взять такое ретро?


У нас музыкальное клонирование, слава богу, распространения не получило. Случай с «Песнярами» — особый. Надеюсь, и в будущем обойдемся без «Белорусских Сябров» либо «Белорусских Верасов». А так только проект «Краски», который уже давно не является нашим, тоже лихорадило. Сейчас в нем поет Марина Иванова, но лицом и голосом команды многие считают Оксану Ковалевскую (теперь ансамбль Kraski). Отметилась в качестве основной вокалистки в этой (хм, какой?..) группе и Ольга Сацюк. И не надо молиться на Запад — и там свои «близнецы» были и есть, у кого легальные, у кого нет: Boney M, Gipsy Kings, ELO и The Orchestra (ранее ELO Part II), Sweet превратился в Andy Scott’s Sweet и Steve Priest’s Sweet...


Так отчего коллективы размножились и продолжают делиться? Потому что с собственными идеями (новыми) плохо, интересных современных авторов маловато, а те, которые есть, нынче сами поют свое. У мэтров–многостаночников композицию не закажешь — прайс кусается. И обращаются артисты в прошлое, откуда и черпают вечное ретро, которое с годами все бальзамистей. И периодически обмениваются разоблачительными любезностями и пинками в СМИ и интернете: «Уважаемые поклонники группы!.. У легендарной группы... появились недобросовестные подражатели. Колеся по деревням и весям бывшего СССР, они выдают себя за группу... вводя в заблуждение доверчивых зрителей». И так весь шоу–бизнес вертится.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter