Как в регионах выполняется требование Президента увеличить использование вторсырья — на примере Слонимщины

Клондайк из стекла и пластика

В апреле на совещании по вопросам функционирования жилищно-коммунального хозяйства Президент назвал вторичные ресурсы клондайком для белорусских предприятий. Ежегодно в стране образуется более 4 миллионов тонн твердых коммунальных отходов. Причем в 2021-м заготовлено только 790 тысяч тонн вторичных материальных ресурсов (ВМР). «Это не должно умереть на свалке», — поставил задачу Глава государства. Принята Национальная стратегия по обращению с ТКО и ВМР, согласно которой процент извлечения ВМР к 2025 году должен дойти до отметки 64, к 2030-му — 79, 2035 году — 90 процентов. Белорусы платят ничтожно мало за вывоз мусора по сравнению с жителями других стран, однако это не отменяет глобальной цели — экономить и использовать вторсырье. Решение данной проблемы в регионах изучили на примере Слонимского района.

Рубли из воздуха

Вместе с заместителем директора Слонимского ГУП ЖКХ Сергеем Петлицким приезжаю в знаменитый агрогородок Жировичи. Баки для раздельного сбора замечаю сразу. Две юные девушки раскладывают мусор по разноцветным контейнерам. Девятиклассницы Злата и Полина решили сортировать отходы примерно год назад. Для этого пришлось уговаривать родных, которые не сразу поддержали такую идею. Теперь для них не проблема положить, допустим, картонную упаковку в отдельный пакет. 

— Надо думать об экологии. О будущем, — считает Злата. 

Куда сдавать отходы, если хочется на них заработать? Едем в пункт приема вторсырья при ЖКХ Слонима. Цены могут показаться смешными: 10 копеек за килограмм стекла, 15 — за макулатуру, 25 — за бытовую технику. Но если рассудить, то чем больше усилий прикладывается для сбора, тем быстрее копеечка превратится в рубль.

Заместитель директора Слонимского городского унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Сергей Петлицкий. 

— Макулатуру, стекло, бытовую технику сдают, — делится специалист по приему вторсырья Снежана Захаревская. — Вчера, например, 13 человек пришли. Постоянных клиентов 5—6. Почти все благородного возраста, молодежь редко заходит.

Заступаюсь за свое поколение: мол, зато мы больше сортируем, а в пункты приема нести как-то неудобно, проще в специальный бак.

— В прошлом месяце приняли 3600 килограммов стекла, около тонны макулатуры, бытовой техники, как, впрочем, и всегда, примерно 1—2 тонны, — рассказывает Снежана.

По словам специалиста, кто-то приносит вторсырья на рубль, кто-то — на четыре. Даже на 50 копеек. Как-то привезли десять мешков стекла — 18 рублей выручить удалось. Но бывало и больше. Оно ведь как? Собирают годами на балконе, а потом раз — и сдали.

Во время разговора в пункт приходит один из клиентов. На платформу весов кладет четыре огромных мешка со стеклом — 60 килограммов. Следом на весы падает связка газет — 10 килограммов макулатуры.

Снежана Захаревская принимает вторсырье.

Интересуемся, сколько времени потратил на сбор вторсырья.

— Месяц, — то ли серьезно, то ли шутя отвечает Юрий. — Регулярно сдаю отходы, чего добру пропадать. Да и мне копейка на бензин.

Но уходит он не с копейкой, а с семью рублями. Неплохая сумма, ведь всего-то и нужно, что бросать бутылки в отдельный пакет.

Важное дело — «мусор»

Сданные и выброшенные вторичные материальные ресурсы отправляются на сортировочную станцию в черте города. Запущенная в декабре 2017 года, она позволила почти за пять лет увеличить процент сбора ВМР больше чем в четыре раза: с 300 до 1400 тонн. Сюда попадает мусор со всего района, а это около 12 тысяч тонн в год. К слову, контейнеры для раздельного сбора использовали на Слонимщине и до запуска станции. Но тогда мусор досортировывали прямо на полигоне.

Как работает сортировочная станция? В общем-то, схема проста. Привезенные в мусоровозах отходы взвешиваются, разгружаются на приемной рампе, а далее подаются на конвейер, где проходят поэтапную сепарацию. Крупные фракции — дерево, канистры, большие растительные отходы, тряпки — отбирают вручную на нижнем уровне, все остальное едет вверх по линии.

— Второй год работаю, — делится один из сортировщиков. — Нелегко, но ко всему привыкаешь. Главное, делаем важное дело.

Конвейер предназначен как для бытового мусора, так и для ВМР, которые собирают в раздельные баки. Удобнее, по словам специалиста, когда ВМР сразу рассортированы. Так они более чистые и пригодные для переработки, чем когда идут в смешанных ТКО. Логично, что объемы полученных ресурсов больше из разноцветных баков.

Злата и Полина сортируют пластик.

— Раздали по району контейнеры 120 литров, всего 780 комплектов, — отмечает Сергей Петлицкий. — Население брало неохотно, но потом ощутило пользу: так и пакеты собаки не порвут, и баки не приходится выдумывать. Периодически проводим информирование, раздаем листовки. Объясняем, что сортировка идет на благо страны и будущих поколений. На селе предлагаем компостировать органические отходы.

А что делать, если затеял ремонт? К примеру, нужно вывезти строительные отходы, старый кирпич. Крупногабаритный мусор в сельской местности можно оставить на контейнерной площадке возле баков либо заказать технику для вывоза в районном ЖКХ. 

На втором уровне сортировки мусор проходит через валковый сепаратор, с помощью которого отсеиваются мелкие органические частицы. А потом — снова на сортировку, где его ждет команда работников. Каждый отвечает за свой вид ВМР: выхватывает его из общей массы и отправляет в бездну — внизу для сбора установлены контейнеры.

Выбираем пластик (ПЭТ-бутылка, разные полиэтилены, канистра, флакон, твердый пластик), стекло, макулатуру, черные и цветные металлы, древесину, бытовую технику, элементы питания, — перечисляет Сергей Викторович. — С недавнего времени в этом списке и упаковка тетрапак. В этом году заключили договор с перерабатывающей организацией, ждем отгрузку.

Есть тут и свои нюансы. ПЭТ-бутылка, например, сортируется на три вида: прозрачную, молочную и микст (цветную). Магнит помогает отобрать железо. Вот и все! Дальше остатки утрамбовываются и отправляются на полигон.

На станции задействовано 40 человек. Сортировщики работают по 12 часов. У Слонимского ЖКХ заключены договоры с шестью переработчиками по полимерам. По одному переработчику на шины, алюминий, железо, масла, батарейки, крупногабаритную бытовую технику, стекло. Древесину сами перерабатывают в щепу.

ЦИФРА

По всей стране 80 линий сортировки, 7 мусоросортировочных заводов и более 60 переработчиков отходов. 

grudnitskiy@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter