Люди уже давно воспринимают информацию в сети поверхностно. Так ли это плохо?

Клиповое мышление: есть ли плюсы?

Оговорюсь сразу: это не текст о набившем оскомину «соцсети негативно влияют на умы подрастающего поколения». Рассуждения о вреде технологий на пару с воспоминаниями о том, насколько «раньше было лучше», оставлю другим журналистам. А пока достану воображаемые весы – поговорим о плюсах и минусах клипового мышления.

Фото: pixabay.com
Клиповое мышление (от англ. clip («вырезка»)) – это тип мышления, при котором человек воспринимает ситуацию (или информацию) фрагментарно, испытывает сложности с длительной концентрацией на одной теме. Термин появился в конце прошлого века.
«Клипы» часто называют явлением соцсетей. Под ними понимаются сторис, посты в несколько абзацев, мемы без особой смысловой нагрузки… Но на самом деле тенденция упрощать информацию пробирается и на другие платформы: например, телевидение и YouTube (нарезки рекламных роликов, короткие развлекательные видео) или сайты-СМИ (некоторые из них специализируются исключительно на новостях и не публикуют аналитику вовсе). Сложно сказать, что было первым: появление клипового мышления или попытка подстроиться под него, дабы не потерять аудиторию. Но так или иначе вышло то, что имеем: информация сегодня в подавляющем числе случаев преподносится в формате «клипа». Тип мышления человека к новой реальности успешно приспособился. Плохо ли это?

Вы можете удивиться, но если рассматривать ответ в контексте глобальной, невиданной до конца XX столетия информатизации, то клиповое мышление представляется не агрессором, а самым настоящим спасителем. Вот аргумент: о множестве контента вокруг мы не просим, но и избежать его не можем. Речь об обилии рекламы и любого рода визуальной, текстовой и аудиоинформации. Сегодня мы живем в эпоху так называемого информационного взрыва, когда только за пять предыдущих лет человечеством было произведено контента больше, чем за всю предшествующую историю. И каждый год этот объем данных увеличивается на треть. Переварить такое обилие информации (особенно непрошеной) без вреда для себя почти невозможно. В таком случае и появляется защитная реакция психики, похожая на фильтр – считывать только главные тезисы. А уж потом, если потребуется, углубляться.

Кроме того, беглое восприятие информации позволяет обрабатывать огромные ее объемы одновременно и быть мультизадачным, а еще здорово ускоряет реакцию.

Впрочем, на этом плюсы клипового мышления заканчиваются. Список же минусов выглядит куда более внушительно. Среди них – сниженные навыки концентрации, притупление способности к анализу, подверженность манипуляциям, трудности с восприятием новой информации традиционными методами (например, заучивание), повышенная тревожность и ослабление эмпатии. 

Три против шести – чаша весов со знаком «минус» в два раза тяжелее.

Значит ли это, что с тягой к «клипам» надо бороться? Не помешает. Все-таки кому захочется потерять навык критического мышления и стать внушаемой мишенью для любого опытного психолога/маркетолога/разработчика алгоритмов Facebook? Вопрос риторический. В сети хватает подборок на тему того, как противостоять «клипам». Самый простой – читать больше художественной и научной литературы, аналитики да стараться вывести свой взгляд на проблему. К примеру, можете мысленно подискутировать со мной, дочитав этот материал. Или даже написать пост в соцсети на его основе.

Однако я не согласна сводить текст к выводу «клиповое мышление = плохо, будем уничтожать его всеми силами». Все же не работай наш мозг в новом формате, жить в современном мире было бы значительно тяжелее. К тому же нужно быть глупцом, чтобы отрицать нечто давно закрепившееся в жизни почти всей планеты. Ведь если бояться «клипов» и стараться оградить себя от них по максимуму, рискуешь стать маргиналом. Выбор не для всех.

Да, назвать клиповое мышление позитивным трендом язык не поворачивается, а после подобных рассуждений так и подмывает переключить смартфон в режим полета хотя бы на пару часов. Но отрицать новую реальность не стоит. Лучше уж попытаться подстроить ее под себя.

Пока не поздно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter