Вечные метаморфозы объединяют искусство и спорт

Клин времени

— Малевич — это Роналду, Шагал — это Месси, а Лисицкий — это опорный полузащитник, фундаментальный игрок в команде, который строит. Не очень заметный персонаж на футбольном поле, не супербомбардир, но очень ценный игрок. У его плаката «Клином красным бей белых» много внутренностей. Если человек собирается мимолетно смотреть на форму, он не получит удовольствия. Здесь нужно погрузиться в процесс, узнать, что скрыто за этой работой и почему она живет уже 100 лет. В моем понимании, это не просто госзаказ, в этом плакате перманентное движение, весь супрематизм. Это движение создает мир, управляет им. При этом оно не подстраивается под контекст. Условно, 100 лет назад люди видели так, а сейчас увидят по‑другому. И мы вправе сами решать, каким будет это движение. В этом и смысл абстракции. Почему я люблю супрематизм? Потому что люди заявили миру: у нас нет привязки к изображению, мы предлагаем чувствовать. Мне кажется, в этом и есть сила: кто‑то увидит бутсу и мяч, кто‑то — плакат, кто‑то — половой акт, кто‑то — сотворение мира. В этом и кайф искусства.

Даниил Чалов, футболист «Витебска».

К. Малевич. «Supremus No. 55». 1915 г.
К. Малевич. «Спортсмены». 1932 г.
«Странный провинциальный город. Как многие города Западного края, из красного кирпича. Закоптелого и унылого. Но этот город особенно странный. Здесь главные улицы покрыты белой краской по красным кирпичам. А по белому фону разбежались зеленые круги. Оранжевые квадраты. Синие прямоугольники… Супрематическое конфетти, разбросанное по улицам ошарашенного города».

Сергей, сын рижского архитектора Михаила Эйзенштейна, в 1920 году строил укрепления Красной армии, а в перерывах между боями ставил спектакли. Позже он расскажет, что революция сделала его художником, и сегодня мы с удовольствием будем цитировать слова знаменитого кинорежиссера о Витебске, написанные им ровно 100 лет назад.

Сергей Эйзенштейн за работой.

Удивительно, право. Эйзенштейн войдет в историю искусства как автор киноэпопеи «Броненосец «Потемкин», а век спустя многие в России станут с упоением отмечать столетие великой русской эмиграции. И из свежих публикаций читатель узнает, как генерал Врангель гордо покидал Крым на крейсере «Генерал Корнилов». Было это в ноябре 1920‑го. Но только знающие люди вспомнят, что «Генерал Корнилов» получил это название в сентябре 1919 года. Прежде он назывался «Кагул», а еще раньше — «Очаков». И именно он был тем самым кораблем, на котором за 14 лет до того, в ноябре 1905‑го, мятежный лейтенант Петр Шмидт поднял сигнал «Командую флотом»…

Когда в ноябре 1905 года команда броненосца «Князь Потемкин‑Таврический» решила присоединиться к восставшим очаковцам, их корабль уже назывался «Пантелеймон» и ходить по морю ему оставалось 13 с половиной лет. В апреле 1919‑го легендарный броненосец взорвали и вывели из строя англичане, и дальнейшие сведения о корабле относятся только к рассказам о металлоломе.

Но мы отвлеклись. Хотя и не отвлеклись ни капельки. Сто лет назад Сергей Эйзенштейн восторгался разбросанным по Витебску «супрематическим конфетти», сегодня футболист Чалов и весь футбольный клуб «Витебск» заставляют по‑новому взглянуть на рожденный в городе известный плакат «Клином красным бей белых», и весь мир вынужден в очередной раз переосмысливать старую историю. Историю искусства и еще обязательно историю страны.

 
Даниил Чалов в супрематической футболке.
ФОТО INSTAGRAM.COM/FC.VITEBSK.BY
 
У работы Эль Лисицкого «Клином красным бей белых» спустя век появилось неожиданное футбольное прочтение.
Даниил Чалов, который не просто защитник «Витебска», а еще и родной брат форварда ЦСКА Федора Чалова, говорит, как будто пишет картину: «Этот проект — история о том, что для настоящего шедевра не существует времени и обстоятельств. И даже спустя 100 лет после создания искусство может жить, адаптируясь в контекст современной культуры, и каждый раз обретать новую жизнь и новую ценность».

ИЗ СООБЩЕНИЯ БЕЛТА

Специально разработанный комплект формы для ФК «Витебск» станет частью коллекции музея современного искусства Van Abbemuseum (Нидерланды)

Форма «Витебска» станет частью коллекции музея современного искусства в Нидерландах.
ФОТО INSTAGRAM.COM/FC.VITEBSK.BY

В начале октября футбольный клуб из города на Двине получил новый комплект формы, соединившей в себе искусство и спорт. Это событие приурочили к трем важным юбилеям 2020 года: 100‑летию художественного объединения УНОВИС, 60‑летию «Витебска» и 130‑летию выдающегося художника и архитектора Эль Лисицкого. Форма стала переосмыслением его знаменитой работы «Клином красным бей белых». Уникальный проект разработали Центр белорусско‑еврейского культурного наследия и компания «Ничего Обычного». Инициатором создания формы стал игрок ФК «Витебск» Даниил Чалов.

«Мы стремимся создавать проекты, которые прославляют Беларусь и ее культурное наследие во всем мире, находить новые формы представления этого наследия, чтобы оно продолжало жить, не оставаясь лишь застывшим памятником. Признание проектов, созданных на таком уровне, — еще одно доказательство профессионализма и потенциала, которые есть в нашей стране», — отметила основатель Центра белорусско‑еврейского культурного наследия Майя Кацнельсон.

Директор музея Van Abbemuseum Чарльз Эше и куратор отдела русского искусства Уильям Ян Рендерс по видеосвязи отметили, что одним из самых мощных рисунков, который Эль Лисицкий сделал в Витебске, является плакат «Клином красным бей белых». В нидерландском музее находится крупнейшая коллекция работ мастера.

* * *

«На этом плакате — движение. И спорт — постоянное движение. Это как раз объединяет искусство и спорт — там вечные метаморфозы. Треугольник и круг — одни из ключевых фигур супрематизма. Причем Лисицкий их использовал почти везде с первых работ. В одном из первых вариантов формы было написано не «бей», а «забей». Но мы решили, что забить можно кое‑что другое, а наше послание — бить по мячу. Другие слова — «клином», «красным» и «белых» — отбросили, чтобы избежать лишних смыслов. Они не нужны в данном контексте. Получилось переосмысление. Время меняется, смыслы меняются, но искусство и спорт вне времени».
Даниил Чалов за последние недели раздал массу интервью, из которых становится понятно, что бизнес созданной им с другом компании «Ничего Обычного» идет в гору. И прорыв в Нидерланды зафиксирован, и интерес в Штатах и Новой Зеландии имеет место быть: «Некоторые говорят, что это выглядит чем‑то радикально новым, но мы же не про обычное. Думаю, у меня есть преимущество, потому что я нахожусь внутри процесса. Преимущество перед людьми, которые делают что‑то для спорта, но наблюдают снаружи. А у меня каждую неделю игры и каждый день тренировки. Я выхожу на поле, а потом делаю вещи, вдохновляясь игрой. То есть я пытаюсь понять и футбольный «Витебск», и Витебск как место. Я не думал о том, чтобы сделать что‑то хайповое и революционное. Это было важно по‑человечески».


* * *

Эль Лисицкий (слева) и Казимир Малевич летом 1920 г. в Витебске.

Когда в 1915 году поляк Казимир Малевич придумал супрематизм (термин, восходивший к латинскому корню supremus и означавший «доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи») и нарисовал свой знаменитый «Черный квадрат», то, конечно же, не мог представить ни Октябрьской революции, ни того, что однажды в поисках хлеба будет вынужден променять Москву на Витебск, ни двухэтажный особняк бывшего банкира Израиля Вишняка, в котором в революционную пору пропишется Витебское народное художественное училище. Ни миграции МОЛПОСНОВИСа («молодые последователи нового искусства») к ПОСНОВИСу («последователи нового искусства», когда к юным художникам примкнули преподаватели) и далее к УНОВИСу («утвердители нового искусства», когда творческое объединение назвало себя не только последователем, но и революционным учредителем нового искусства), ни того не мог представить Малевич, что однажды в честь УНОВИСа даже дочь назовет Уной.

Спустя век после появления УНОВИСа, говоря о супрематизме, принято вспоминать: Малевич и его последователи любили повторять, что их поймут через 100 лет. Сегодня Чалов и его ребята утверждают, что «бей» на форме футбольного клуба — это и есть осмысление. Но как понять и осмыслить все то, что произошло с искусством и с нами за последний век?

Преподаватели Народного художественного училища. 1919 г. Сидят слева направо: Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Марк Шагал, Давид Якерсон, Юдель Пэн, Нина Коган, Александр Ромм. Стоит делопроизводитель училища.

Супрематический трамвай. 
Автор эскиза — Нина Коган.
С известной фотографии, сделанной в 1919 году, на нас смотрят семь сидящих на табуретках преподавателей Народного художественного училища (и еще делопроизводитель, которая стоит). И в судьбе каждого можно прочесть историю страны. Можно вспомнить, как Малевич лишил Шагала учеников и отправил того в изгнание. Можно вспомнить, как Малевича обвиняли в шпионаже, а он умирал от рака. Как Шагал стал всемирно известным, а его картина «Над городом» — лучшей иллюстрацией Витебска. Можно вспомнить, как убили Юделя Пэна или как за антисоветскую деятельность была расстреляна Вера Ермолаева. Обязательно вспомнить, как вышедший из ермолаевских «вторников» Николай Суетин на 20 лет стал главным художником Ленинградского фарфорового завода. Обязательно не забыть, как в блокадном Ленинграде от заражения крови в отмороженной руке умерла Нина Коган. Как стал известным скульптором Давид Якерсон, Лазарь Хидекель — известным архитектором, а Александр Ромм — искусствоведом.

1938 г. Софи Лисицкая-Кюпперс и Эль Лисицкий.

И еще, конечно же, стоит отдельно рассказать, как в 1920 году Лазарь Лисицкий стал подписывать свои работы «Эль Лисицкий». Как он занимался фотомонтажом и разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель, как еще в 1923 году ему поставили диагноз туберкулез, а он дожил с ним (пусть и без одного легкого) до декабря 1941‑го. А как забудешь то, что семья Лисицкого во время войны оказалась в ужасном положении? Ведь жена его Софи Кюпперс была немкой, и за художника она вышла замуж с двумя детьми от первого брака. Один из сыновей Софи Курт находился в это время в Германии и был арестован как коммунист и пасынок еврея. Второго, Ганса, арестовали уже в Москве как немца. Курту удалось пережить нацистские лагеря, Ганс же погиб в лагерях на Урале. Саму Софи с сыном Лисицкого Йеном в 1944 году выслали на спецпоселение в Сибирь. И это там она работала уборщицей в заводском общежитии, и это оттуда хрупкая женщина начала борьбу за наследство мужа, это она составила список пропавших полотен, завещав сыну вернуть их…

1941 г. Последней работой Эль Лисицкого стал агитационный плакат «Давайте побольше танков».

Когда в начале года в Витебск из Новосибирска впервые приехала правнучка Эль Лисицкого Валерия, то, говоря о супрематизме и его последователях, ярко предложила «до‑понять, до‑осознать, до‑чувствовать». Сможем ли? Сможем ли в квадратах видеть прямоугольники? Сможем ли отучиться клин вышибать клином? Сможем ли понять, что форма никогда не отменяла содержания?

gord@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter