На единственной в Беларуси станции фонового мониторинга окружающей среды знают, чем полезен парниковый эффект и почему озон бывает плохой

Климат-контроль из заповедных недр

Плохой озон образуется в жаркую погоду и наносит ущерб сердечникам, лесам, сельхозугодьям, флоре и фауне

Какие показатели неподвластны метеорологическим приборам? Чем полезен парниковый эффект? Почему озон бывает плохим? Об этом и многом другом я узнала, побывав на единственной в стране станции фонового мониторинга окружающей среды.


Прибором баллы не измерить

Расположена она в глубине Березинского биосферного заповедника — почти в 40 километрах от Лепеля и более 120 километрах от центра Минска. Удаленные от промышленных центров заповедные территории, не подвергающиеся хозяйственной деятельности, выбирались специально, когда в конце семидесятых — начале восьмидесятых годов XX века в СССР создавалась сеть станций фонового мониторинга (СФМ) для получения информации о фоновом уровне загрязнения окружающей среды и изменении климата в Восточно-Европейском регионе.

Руководитель группы метеорологии СФМ Татьяна Краснова готовится передавать метеоданные в Белгидромет.

Станция в Березинском биосферном заповеднике с 1979 года работает по комплексной программе: мониторинг климата, атмосферного воздуха, радиационный мониторинг. Недалеко от ее здания расположены метеоплощадка с различными современными приборами, автоматическая метеорологическая станция, пункт наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, информация с которых выводится на экран компьютера дежурного метеоролога. Круглосуточно он контролирует целый комплекс показателей: температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, направление и скорость ветра, высоту облаков, дальность видимости, фактическую погоду, атмосферные осадки, их количество и интенсивность, температуру почвы на поверхности и глубинах.

Есть такие явления, которые приборами измерить невозможно. Поэтому специалист постоянно следит за состоянием неба и атмосферными явлениями, визуально определяет форму и балльность облачности. К примеру, в день моего визита все небо было серым. Как пояснила руководитель группы метеорологии СФМ Татьяна Краснова, это соответствует 10 баллам облачности. Любопытно, что в коллективе из девяти человек у нее есть тезка. Вторая Татьяна Краснова — инженер-химик, в тот день в пробах атмосферных осадков определяла кислотность, а ведущий инженер-химик Михаил Синюшкин на спектрофотометре измерял содержание растворимых сульфат-ионов в пробах атмосферного воздуха.

Начальник станции Анатолий Срыбный.

Начальник станции Анатолий Срыбный работает здесь с момента ее основания. Участвует в различных обучающих курсах, тренингах по мониторингу и новым методам измерений. Недавно руководителя станции наградили Почетной грамотой Минприроды.

Каждые три часа, начиная с 00:00 часов по Гринвичу (минус 3 часа от белорусского времени), формируется и передается синоптическая сводка в центральный аппарат Белгидромета. В одно и то же время метеостанции всего мира передают информацию в свои региональные центры. Если же метеоролог заметил какие-то неблагоприятные или опасные явления (сильные осадки, скорость ветра выше предельной нормы, град, грозу или еще что-то), вне плана он отправляет телеграмму — «шторм». Все полученные данные наблюдений Белгид­ромет использует в прогностических целях и для подготовки аналитической информации о состоянии окружающей среды. Каждый может узнать фактическую погоду и ее прогноз, гидрологическую, агрометеорологическую и радиационную обстановку в населенных пунктах страны, состояние атмосферного воздуха в городах и поверхностных вод на официальных сайтах Белгидромета pogoda.by, belgidromet.by, rad.org.by и в мобильном приложении «Погода в кармане».

Инженер-химик Татьяна Краснова делает анализ кислотности осадков.

Есть ли парниковый эффект?

Трудно сейчас найти человека, который не знал бы о существовании в стратосфере Земли озоновых дыр, лишающих нас защиты от избыточного ультрафиолета Солнца, губительного для всего живого. А приземной озон при высоких концентрациях вызывает респираторные и сердечно-сосудистые заболевания у людей, наносит ущерб лесам, сельскохозяйственным культурам, флоре и фауне. Это парниковый газ.

— Плохой озон образуется в основном в солнечную жаркую погоду за счет фотохимических реакций, в которых участвуют фотоны солнечной энергии и окислы азота, — рассказал Анатолий Срыбный. — Предельно допустимая концентрация приземного озона составляет 160 мкг/м3. Хоть говорят, что после грозы хорошо подышать озоном, на самом деле, если приземного больше допустимой нормы — это плохо, стабильная концентрация озона в стратосфере — это хорошо, хотя химическая формула у них одна — О3.

Ведущий инженер-химик Михаил Синюшкин.

Сам по себе парниковый эффект жизненно важен для человека, животных и растений: без него средняя температура на Земле не превышала бы -25°C вместо нынешних +15°C. Основной газ, который ведет к парниковому эффекту на Земле, — углекислый.

— Наблюдения показывают, что концентрация углекислого газа устойчиво растет на 3 мг/м3 в год. За последние 100 лет его содержание в воздухе увеличилось на 12 процентов, это и вызывает повышение температуры воздуха благодаря усилению парникового эффекта, — пояснил начальник станции. — Непрерывные наблюдения за содержанием углекислого газа в атмосферном воздухе, начатые у нас в 2008 году, подтверждают данные зарубежных станций фонового мониторинга.

Специалисты отмечают, что концентрация углекислого газа меняется в зависимости от сезона и времени суток. Например, зимой, когда топятся печи и работают котельные, но нет природного фотосинтеза, этот показатель возрастает, как и в летние месяцы по ночам. А когда достаточно зелени и солнечного света, снижается.

Пиранометр на фотоэлементах измеряет продолжительность солнечного сияния.

Мониторинг на фоновой станции в течение 42 лет подтверждает глобальное изменение климата. Обработав статистические данные, специалисты увидели, что в отдельные месяцы наблюдается устойчивый тренд повышения температуры. Так, в январе, марте, апреле и ноябре теплее стало в среднем на 0,8 градуса Цельсия, в январе — на 2,6, а в июле — на один.

— Многолетние данные мониторинга атмосферного воздуха на фоновой станции свидетельствуют о том, что с конца 1980-х годов наблюдается тенденция снижения в атмосферном воздухе региона концентраций соединений серы, азота, твердых частиц и тяжелых металлов, — подчеркнул Анатолий Срыбный. — Кроме того, снижается кислотность атмосферных осадков. Уровни радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха соответствуют установившимся многолетним значениям для данной местности.

alimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter