«Художник и город» — проект Мемориального музея‑мастерской Заира Азгура в Минске. Место для выставки выбрано не случайно: памятник Якубу Коласу и его литературным героям создавал именно этот выдающийся советский скульптор. За лето арт‑опен‑эйр успевают посетить около двух миллионов человек. Проект тяготеет к техническим новинкам и неординарным инновационным решениям — прямо на площади проходят кинопоказы и даже тихие концерты, когда музыканты выступают живьем, а зрители слушают их в специальных наушниках. Пандемия коронавируса подвигла авторов идеи на уход в виртуальную реальность: погулять по центру Минска и приобщиться к творчеству современных белорусских художников можно на специально созданном сайте higminsk.by.
В виртуале зритель получает возможность выйти на площадь Якуба Коласа, охватить взглядом ее окрестности, побродить между стендами с репродукциями произведений художников. Именно так экспозиция будет выглядеть в реальном мире, когда займет свое место в сквере у памятника белорусскому классику. А пока что при клике на репродукцию нам открывается изображение в хорошем качестве со всей сопутствующей информацией на трех языках, а также звучит голос онлайн‑экскурсовода — популярного молодого искусствоведа Никиты Монича. В реальный мир работы белорусских авторов переберутся, как только позволит эпидемиологическая ситуация.
В этом году по случаю юбилея УНОВИСа партнером выставки стал Витебский центр современного искусства.
— Идея организации выставки, посвященной 100‑летию УНОВИСа, и коллаборация с Витебским центром современного искусства — исторически оправданный, давно ожидаемый шаг, — говорит директор музея‑мастерской Заира Азгура Оксана Богданова. — Да, Заир Азгур не принадлежал к блоку левого радикального авангардного искусства. Но он родился в Витебской губернии, его творческая биография связана с феноменом витебской художественной школы. В 1921—1922 годах он обучался в школе рисунка и живописи у Юделя Пэна, через мастерскую которого в свое время прошли Марк Шагал, Осип Цадкин, а в 1922—1923‑м — в Государственном художественно‑практическом институте (реорганизованном Витебском народном художественном училище, открытом Марком Шагалом).
В проекте «Художник и город» использованы 32 работы 16 витебских художников — в частности, представителей объединения «Квадрат», считающих себя наследниками Казимира Малевича и революционеров‑супрематистов: Александра Малея — основателя объединения, Николая Дундина, Виктора Шилко, Александра Досужева, Александра Слепова и Валерия Чукина.
Проект «Художник и город» после месяца‑другого в Минске обычно отправлялся в регионы — в Витебск или Брест.