Парикмахерских и салонов красоты меньше не стало: как поживает рынок бьюти-услуг спустя два года после выхода указа о самозанятых

Клиенты, ножницы, налоги

Чуть больше двух лет назад список видов предпринимательской деятельности, под которые физлицам не надо открывать ИП, существенно расширился. Няни, сиделки, репетиторы, штукатуры, обойщики, настройщики музыкальных инструментов. Отдельно стоит присмотреться к оказанию парикмахерских и косметических услуг, а также маникюра и педикюра. В свое время нововведения несколько встревожили владельцев профессиональных салонов, которые предположили, что столкнутся с оттоком кадров. Сбылись ли их прогнозы? Корреспондент «Р» попыталась найти ответ на этот вопрос.


Новинки для глубинки

Когда принимался Указ № 337 «О регулировании деятельности физических лиц», житковчанка Ольга Дмитриевич находилась во втором подряд отпуске по уходу за ребенком. Было ей не до новостей: воспитывала малышей да размышляла над тем, чем бы хотела заниматься в профессиональном плане. Диплом экономиста так и лежал дома, а варианты работы по профилю в небольшом райцентре не привлекали. 

— Поняла, что хочется развивать свое дело. Но какое? Душа лежала к сфере красоты. Пошла на курсы по обучению восстановлению волос, но оказалось не совсем то самое направление, — отмечает Ольга. — Проанализировала рынок и поняла, что никто в городе на тот момент не занимался сложными техниками окрашивания, например, балаяжем, шатушем, хендтачем. Нашла хорошую академию в Минске и в начале 2018-го пошла учиться. Признаюсь, было очень сложно, но базу получила хорошую. Теперь дело за практикой и постоянным совершенствованием. 

Руку, как и многие, Ольга набивала на подругах и знакомых. Почувствовала уверенность и уже в марте 2018-го решилась взять в аренду помещение в житковичском торговом центре. Компанию ей составили подруги — мастера по маникюру и педикюру. Девушки тоже как раз вышли из декрета. Так появилась совместная студия. Не обошлось без ремонта и покупки оборудования — нового и бэушного, часть просто перевезли из домов, где каждая из мастериц работала до этого. 

Сейчас мастера платят по 100 рублей аренды ежемесячно и 27 рублей единого налога — работают по заявительному принципу как самозанятые. Говорят, удобно, ведь не надо оформлять уйму документов. Да и суммы налогов более чем реальные.

— В студии комфортнее работать, а дом, я считаю, должен быть местом для отдыха и семьи. Прежние мои клиенты были только рады переезду. Очень быстро появились и новые: все же далеко не каждый пойдет на укладку прически в чужую квартиру, да и рекламы в торговом центре больше, проходимость высокая, — перечисляет плюсы собеседница.

При этом в планере Ольги в обычное время встречаются «окошки», зато накануне праздников у житковчанки всегда аврал: все местные дамы резко принимаются наводить красоту. 

— Беда в том, что я могу взять лишь 1—2 клиентов в день: однотонное окрашивание занимает пару часов, сложное — 6—8 часов. Новички, конечно, удивляются: разве можно столько возиться с волосами? Приходится рассказывать, чем я занимаюсь, объяснять, почему процедура так долго длится, показываю фото своих работ, и, как правило, мне доверяют свои волосы. В основном клиентки — это женщины в возрасте 25—35 лет. Но бывают и студентки, и пенсионерки: всем хочется выглядеть красиво. 

В инспекции по налогам и сборам по Житковичскому району не скрывают: число самозанятых в районе растет. В подтверждение своих слов заместитель начальника инспекции — начальник управления налогов Татьяна Бугук делится статистикой:

— У нас 156 физлиц оказывают предпринимательскую деятельность без регистрации в качестве ИП. За год их количество выросло на 49 человек. Три популярных вида деятельности: выращивание сельхозпродукции, реализация продукции цветоводства, семян и рассады овощных культур, готовых кулинарных и кондитерских изделий, а также парикмахерские и косметические услуги. Этим занимаются 77 процентов работающих по заявительному принципу. Причем вторые и третьи по популярности услуги за год приросли практически вдвое по числу занятых. Заметно увеличились и уплаченные физлицами налоги. Например, парикмахеры и специалисты сферы косметических услуг — мастера по визажу, маникюру, татуажу, наращиванию ресниц — в прошлом году уплатили почти 9,2 тысячи рублей против 2,4 тысячи рублей годом ранее. Всего же самозанятые в прошлом году перечислили в бюджет свыше 15,4 тысячи рублей налога, это на 228 процентов больше, чем годом ранее. Безусловно, принятие Указа № 337 упростило вхождение в бизнес. Теперь инициативным гражданам легче открыть свое дело, стать на ноги. Если у них все пойдет хорошо, в будущем смогут открыть ИП или ЧУП. Конечно, выросла и конкуренция в ряде сфер, особенно — красоты, и это своеобразная хорошая встряска для многих организаций. Им приходится совершенствовать старые услуги, предлагать новые, пристальнее следить за ценообразованием и бороться за клиента. 

Принятие Указа № 337 упростило вхождение в бизнес. Теперь инициативным гражданам легче открыть свое дело, стать на ноги. Если у них все пойдет хорошо, в будущем смогут открыть ИП или ЧУП.

Конкурент конкуренту рознь

По мнению директора Ассоциации прикладной эстетики и СПА Тамары Королевой, то, что на периферии после принятия Указа № 337 появилась конкуренция в сфере красоты, момент положительный. 

— Но конкуренция должна быть честной, — подчеркивает собеседница. — Ведь расходы парикмахерской, которая содержит штат, оплачивает налоги и аренду, коммунальные, нанимает уборщицу, несопоставимы с расходами самозанятых. Считаю, всех надо ставить в равные условия. Касается это и квалификации: сегодня много курсов-однодневок. Я за то, чтобы воспитывать специалистов во всех отраслях и проводить сертификацию их знаний, а не за то, чтобы давать зеленый свет непрофессионалам и отпускать в свободное плавание в важные сферы. 

К слову, когда только приняли указ, директора салонов красоты и парикмахерских громогласно высказывали опасения, что мастера уйдут на дом и уведут за собой клиентов, снизится и планка работы. Сбылись ли ожидания?

— Мастера по маникюру и педикюру сплошь и рядом принимают или у себя на квартире, или арендуют места для работы в студиях. Сегодня наиболее остро стоит дефицит кадров для салонов именно в этих сферах. С парикмахерами дела чуть получше: не каждый клиент согласится ходить по подъездам в поиске салона на дому и не каждый мастер захочет то и дело убирать в собственной квартире чужие волосы. Поэтому набирают популярность коворкинги, когда можно снять небольшое помещение и принимать клиентов в хорошем месте. Думаю, если директор идет на такой шаг, он не очень дальновидный, ведь в случае чего он будет нести ответственность за некачественно оказанные услуги. 

Директор одного из салонов красоты Алеся Якимович согласна с коллегой: 

— Если самозанятые арендуют место в салоне, довольно часто позиционируют, что они там работают. Останется человек недоволен услугой — претензия и отрицательный отзыв идут на салон, ложатся на твою репутацию. Ты же, по сути, ничего не можешь сказать чужому работнику. Поэтому у меня в салоне три парикмахера и специалисты по педикюру и маникюру в штате. 

Еще один нюанс. Решение сдать внаем кресло или кабинет в поисках небольшой выгоды — а так, по наблюдениям Алеси, довольно часто поступают в Минске — может внести разлад в коллектив. Как-никак мастера будут работать бок о бок и примерно одинаково, а зарабатывать по-разному. Вполне логично предположить, что у трудоустроенного рано или поздно возникнет обида, а то и желание податься в самозанятые, раз все так просто. Кстати, когда толковый парикмахер уходит из салона, за собой он запросто может увести 40—50 процентов клиентов, готовых удлинить маршрут ради полюбившегося специалиста. Вопрос: куда он все-таки придет? 

— Те, кто хотел работать в салоне, там и остались. Не скажу, что самозанятые сбили стоимость услуг, — в Минске все же довольно много парикмахерских, где стрижка стоит от 5 рублей. Куда уже дешевле? Люди с невысоким профессионализмом работают дома, берут не много за стрижку с непривередливых клиентов. Решат они пойти работать — дорога им в обычную парикмахерскую. Кстати, считаю, что парикмахерскому искусству необязательно учиться три года в колледже — важно делать это у профессионалов. Дальше надо наработать несколько лет практики. Тогда и двухдневные курсы повышения квалификации для профи будут в толк, — рассуждает Алеся. — У мастеров высокого уровня стрижка на дому будет стоить столько же, сколько и в салоне. Единственное, что на дому такие люди все же трудиться не будут, а пойдут в коворкинги. Но это уже совсем другой бизнес, ведь надо изначально иметь цель выжать из пространства наибольшее число рабочих мест, чтобы не прогореть. 

КСТАТИ

По данным реестра бытовых услуг, на начало 2020 года на территории страны бытовые услуги населению оказывает более 37,3 тысячи организаций. Из них 33 процента — юрлица, остальные — индивидуальные предприниматели. При этом в Беларуси работает свыше 29,5 тысячи объектов бытового обслуживания. Чаще всего они оказывают парикмахерские услуги, услуги по техобслуживанию и ремонту транспорта, а также по производству, ремонту одежды и текстильных изделий. Их доля — 18,7 процента, 14,1 процента и 8,9 процента соответственно, поделились статистикой в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли. 

При этом бытовые услуги на селе оказывает 4951 организация — это чуть более 13 процентов от общего количества — и 3585 объектов бытового обслуживания, или каждый восьмой объект. Лидеры в большинстве услуг в основном те же, что и в целом по стране. Разве что вместо услуг СТО и ремонта авто на втором месте услуги аренды и проката. 

— В результате влияния Декрета № 7 «О развитии предпринимательства» и других нормативных правовых актов в сфере предпринимательства, а также систематической работы органов госуправления по повышению территориальной доступности бытовых услуг к ним по состоянию на 1 января 2020 года удалось привлечь 3094 субъекта. В январе — декабре 2019 года прирост объектов службы быта на территории Беларуси составил 2602 объекта, где создано почти 8,1 тысячи рабочих мест. Причем в райцентрах и сельской местности открыто 1128 объектов, еще 16 — в поселках городского типа, остальные — в городах, — озвучил данные консультант отдела социальной сферы и бытовых услуг МАРТ Максим Прудников.

ФАКТ

По данным Министерства по налогам и сборам, число самозанятых в стране в конце 2019 года превысило 44,7 тысячи человек. Это на 85 процентов больше, чем на конец 2018-го. При этом в прошлом году они уплатили единого налога на 63 процента больше, чем годом ранее. А именно 8,093 миллиона рублей. Самые популярные виды деятельности: реализация на торговых местах и в иных установленных местах продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады, животных — за исключением котят и щенков, изготовление хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции (в 2019 году этим занимались 10 293 человека), парикмахерские и косметические услуги, а также услуги маникюра и педикюра (9552 человека) и репетиторство (6968 человек). 

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter