Клиент всегда прав?

Лет 10 — 12 назад накануне Международного дня клиента (19 марта) мы в нашей рубрике уже задавали подобный вопрос. Тогда, насколько помнится, в ответах читателей преобладали жалобы на хамство продавцов, грубость контролеров и нетрезвых сантехников. Но времена изменились! И похоже, что те, некогда классические карикатурные образы уходят в прошлое. Во всяком случае, акценты в ответах явно сместились. Да и портреты героев сегодня совсем другие. Вопрос же был вечный:

Клиент всегда прав?

Рисунок Олега КАРПОВИЧА

Дарина Гулюта, заместитель председателя правления ОО «Городское общество защиты потребителей», Минск:

— Исходя из практического опыта, с уверенностью говорю: да, в 98 процентах случаев клиенты правы! Но часто не могут это доказать в силу наив­ности и доверчивости. Читать договоры и документы многие начинают только при возникновении спорной ситуации, когда поезд уже ушел. Вот и получается: клиент прав, а доказать это крайне тяжело. Но СПРАВЕДЛИВОСТЬ всегда восторжествует, и те, кто обманывает потребителей, заканчивают плачевно!

Евгений Широкий, председатель правления общественного объединения «Региональное общество защиты потребителей»:

— В рамках лояльности к клиенту каждый выбирает свою политику. И там, где «клиент всегда прав», думаю, конфликтов будет меньше, а спрос — больше. Хотя, конечно, не всегда проблемы удается разрешить полюбовно. Одна из наиболее распространенных, например, возврат в магазин вещей в 14-дневный срок. Многие не знают, что есть перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Обращаются к нам. Разъясняем нормы закона. И если требования необоснованные, клиент не прав…

Ирина Воронова, директор Музея Марка Шагала в Витебске:

— Не всегда. Особенно если клиент не знаком с правилами посещения музея. У нас, например, нельзя фотографировать работы Шагала крупным планом (это связано с авторским правом), а снимать со вспышкой запрещено категорически. Узнав об этом, клиенты расстраиваются. И чтобы сгладить отрицательные эмоции, мы, к примеру, можем подарить открытку с репродукцией понравившейся картины или позволить сделать селфи на ее фоне.

Павел Лазовик, теле- и радиоведущий, Белтелерадиокомпания:

— Сегодня надо делать акцент на права клиента при оплате в интернете! Здесь могут быть вопросы и нюансы. Поэтому знать свои права очень важно…

Анастасия Петрович, музыкальный редактор «Альфа Радио»:

— Я всегда делаю замечания продавцам, если они работают в отделе с мясными продуктами без специальных перчаток. Такое все реже встречается, но все-таки…

Татьяна Муравицкая, продавец цветов, Минск:

— А у меня с моими клиентами особые отношения. Они приходят ко мне не за колбасой или носками, а за цветами, чтобы через них выразить кому-то свою любовь, признание и уважение… Цветы — это прекрасно! Отсюда и все мои клиенты — прекрасные люди. И они тысячу раз правы!

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter