Клиент или пациент?

В главное управление Минздрава по оказанию медицинской помощи населению поступила жалоба.
В главное управление Минздрава по оказанию медицинской помощи населению поступила жалоба. Пациент одной из частных глазных клиник Минска жаловался на то, что, заплатив

за операцию немалую сумму, натерпелся боли,

а результата - никакого.

В ходе проведенной Минздравом проверки выяснилось, что врачи клиники явно переоценили свои возможности.

- Им нужно было внимательно изучить историю болезни этого пациента, посоветоваться со специалистами, которые лечили его раньше. Тогда стало бы ясно, что рассчитывать на благоприятный исход в случае операционного вмешательства не приходится, - пояснил начальник управления Александр Цыбин.

Теперь этот больной частной клинике уже не доверяет, просит помощи у государственной медицины. Специалисты Минздрава собрали консилиум офтальмологов, которые ищут возможные варианты лечения этого пациента. Но исправить брак в работе медиков - не брюки перешить...

- Сегодня государственным лечебным учреждениям нередко приходится исправлять недостатки в работе частных медицинских структур, - рассказывает Александр Цыбин. - Несмотря на то, что при выдаче им лицензий все требования были соблюдены, качество медицинских услуг в целом ряде платных клиник и кабинетов не соответствует стандартам системы здравоохранения Беларуси. Эта ситуация вызвала необходимость введения новых критериев лицензирования медицинской деятельности.

Частные лечебные учреждения работают в нашей стране с 1996 года. Поэтому формальные условия выдачи лицензий отработаны четко, и они сохранятся без изменений. Новым станет контроль за деятельностью частных лечебных учреждений. Он будет регулярным и централизованным. Прежде в соответствии с законом о местном самоуправлении частные структуры контролировались местными властями, которые порой проявляли к ним излишнюю мягкость. Отныне контроль будет осуществляться по вертикали из центра. Ожидается еще одно нововведение. Если раньше частные кабинеты и клиники лишали лицензий, они сразу же могли подать заявку на получение новой лицензии, и Минздрав не мог отказать им в регистрации. Теперь же в аналогичной ситуации возобновить лицензию можно будет не раньше, чем через год при условии, что устранены недостатки, за которые частную фирму лишили лицензии.

Цель нового порядка лицензирования, по словам Александра Цыбина, - установление в стране единого стандарта лечебного учреждения. Оно должно иметь профессиональные кадры, оснащение в соответствии с лечебным профилем, гарантировать точную диагностику, безопасное и качественное лечение.

- В результате в нашей стране должны сформироваться самостоятельные частные лечебные структуры, которые будут иметь собственный стационар, лаборатории, диагностическое оборудование, - считает Александр Цыбин.

Серьезного прогресса в этом направлении пока нет, потому что у отечественной частной медицины нет собственной материально-технической базы. Правда, понемногу закупаются рентгеновские аппараты для стоматологических кабинетов, появляются лазерные установки в офтальмологии. Но 99 процентов частных лечебных учреждений в Беларуси работают на арендованном у государства оборудовании. Далеко не все частники располагают средствами для закупки собственного оборудования, да и не каждый сможет его использовать на полную мощность. А государственные клиники располагают современным дорогостоящим оборудованием, которое нередко сдают в аренду, в то время как оно может работать и давать полную отдачу в этих же государственных лечебных учреждениях.

Позиция Минздрава в этом вопросе такова: при использовании государственного оборудования необходимо сохранять паритет в предоставлении услуг "бесплатным" и "платным" пациентам. Оборудование не должно сдаваться в аренду в ущерб собственной деятельности государственных медучреждений.

Серьезное беспокойство вызывает и нередко неэтичное отношение частной медицины к больным. Бывает немало случаев, когда на первое место ставится не здоровье пациента, а собственная финансовая выгода. Больным навязывают дорогостоящие, но не всегда нужные ему услуги, создавая на них искусственный спрос. И далеко не последнюю роль играет здесь реклама. Она буквально заманивает пациентов в частные лечебные учреждения, обещая чудодейственное исцеление. Поэтому впредь специалисты министерства планируют внимательно следить за содержанием медицинской рекламы. Она должна соответствовать реальным возможностям частных медучреждений. В конечном итоге они должны прийти к заключению с больным индивидуального договора, в котором непременно будет пункт: "В случае неблагоприятного исхода гарантируем..." Такие гарантии - одно из условий доверия людей к частной медицине, действенное средство внутреннего контроля за качеством лечения. Те, кто обращаются к медикам, должны быть для них только пациентами, а не клиентами, интерес к которым определяет лишь их платежеспособность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter