О некоторых примерах сходства нынешнего киевского режима с бандитами и националистами времен Степана Бандеры

Клеймо бандеровщины

Неприкрытое манипулирование информацией, посылка на убой тысяч и тысяч собственных граждан, заявления о «борьбе за независимость» на фоне унизительного заискивания перед Вашингтоном, Лондоном и Варшавой. Все это — узнаваемые черты современной украинской власти. И вот ведь что показательно. Эти методы порой до деталей перекликаются с теми, что применяли сторонники националистического движения под руководством Степана Бандеры.

1. «Перемога за перемогой». 

Все уже привыкли к истошно-бравурным отчетам, которые раздаются из Киева. Арестович, Подоляк, генштаб, сам Зеленский радостно рапортуют о собственных успехах. Правда, в большинстве случаев это никак не коррелирует с реальной обстановкой на фронтах. Так они тут не первые! Если почитать отчеты украинской повстанческой армии, по сути военного крыла Организации украинских националистов, то создается впечатление, что они перебили несколько дивизий своих противников. Послевоенная бандеровская эмиграция растиражировала эти рассказы, прибавила им новых красок. А за последние 30 лет мифы прочно вошли в современную украинскую публицистику, распространяются через кинематограф, который выдал уже несколько полнометражных картин о «героях УПА».

Наиболее показательный пример — так называемое «сражение под Гурбами». Вот выдержка из бандеровских отчетов: «Ожесточенный бой на всех направлениях продолжался до ночи. Все большевистские атаки… разбились о героическую повстанческую оборону. Под прикрытием ночи… наши отделы вырвались из вражеского окружения. В боях под Гурбами погибли 80 повстанцев… Большевистские потери исчисляются более чем 800 убитыми и многими ранеными…» А что в реальности?

Согласно историческим исследованиям, под Гурбами, что в Кременецких лесах на границе Ровенской и Тернопольской областей, с 21 по 27 апреля 1944 года была проведена операция внутренних войск НКВД. В результате были наголову разбиты крупные формирования УПА. В подтверждение тому — изменение тактики бандеровцев. Они оказались неспособны вести полномасштабные бои с Красной армией. Уже в 1944‑м был отдан приказ разбиться на отдельные сотни. В начале 1945‑го прекратила свою деятельность УПА-Юг, а в 1946 году и УПА-Север. Вскоре дробление пошло еще дальше — на отдельные отряды по несколько человек. А в июне 1946‑го на фоне тотального поражения Провод ОУН принял решение перейти от повстанческо-партизанской тактики к подпольной.

2. «Хоч би крові по коліна, лишь би вільна Украіна». 

В бандеровской мифологии храбрые «стрельцы» целыми косяками валили врагов. Это приписывалось неким врожденным качествам наследников казацкой славы. Правда, уроженцы Галиции и Волыни никакого отношения к казакам не имели. Но для красного словца... Сейчас мы владеем точными данными о потерях.
Красная армия, войска НКВД и органы госбезопасности потеряли в ходе борьбы с бандеровским вооруженным подпольем около 8 тысяч человек. Ветеран КГБ Георгий Санников предложил другую цифру — 25 тысяч. Но в любом случае это гораздо меньше потерь УПА и ОУН. Они исчисляются в 155 тысяч убитых!
Что называется, делайте выводы относительно дня сегодняшнего. Зато в результате этих столкновений и террора погибли многие тысячи мирных жителей. Бандеровцы не жалели ни своих, ни чужих.

3. Ставка на пропаганду. 

И в ОУН, и в УПА огромное значение придавали пропаганде. Были созданы специальные разветвленные структуры. Подметные газеты, листовки на разных языках, радиовещание — в ход пускали все доступные методы. Причем зачастую сами боевые действия использовали не столько для нанесения реального урона врагу, сколько как повод для пропаганды. Так, после нескончаемых поражений в боях с советскими войсками УПА в 1946‑м перешла к организации пропагандистских рейдов. Отдельные сотни, тщательно скрываясь по лесам и избегая открытых боевых столкновений, двинулись в разных направлениях: на восток Украины, к Чехословакии, к Молдавии. По дороге в деревнях они сгоняли местных жителей на митинги, распространяли листовки. Главная задача — показать, что бандеровцы еще живы и ведут борьбу. Наиболее известными стали рейды через территорию Чехословакии в Западную Германию. Например, приход сотни Горбенко действительно вызвал большой ажиотаж в западной прессе и породил избыточные надежды на возможное большое восстание в Украине.

Пропаганда порождала неслыханные байки о «подвигах» бойцов УПА. Но самым невероятным является все же один. 
Ничтоже сумняшеся, уже после войны ветераны УПА приписали себе убийство начальника штаба СА Виктора Лютце. Он действительно погиб 1 мая 1943 года, но в автомобильной катастрофе неподалеку от Потсдама. Все это хорошо известно и подтверждается документами. 
Тем не менее бандеровцы подробно расписали целую историю о его секретном назначении в Украину, героизме своих сторонников, вплоть до мельчайших деталей самой диверсии. На поверку все это оказалось полной чушью. Так что не удивляйтесь, когда сталкиваетесь с новостями о грандиозных успехах ВСУ на фронте, которые затем ничем не подтверждаются. Просто следование традициям.

4. Отсидеться в подвале. 

Сейчас раз за разом окруженные группировки ВСУ и нацбатов прячутся по заводским подвалам, будь то мариупольский «Азовсталь» или северодонецкий «Азот». Опять бандеровская традиция. Будучи неспособны вести полномасштабную борьбу, они прятались по схронам-криивкам. Настроили таких несколько тысяч. Бандеровцы прятались там, как правило, с ноября по май. То есть уходили под землю на тот период, когда выпадал снег и были видны следы.

5. Герой на герое и героем погоняет. 

Помните, конечно, о 13 «погибших защитниках острова Змеиный». Потом они оказались живы и в плену. Что уж говорить об азовцах, которые клялись сражаться до последнего, а потом «эвакуировались» в плен. Бандеровцы тоже создавали миф о непоколебимых борцах. Однако факты говорят об ином. В феврале 1944 года в УССР вышло постановление об амнистии для бандеровцев, которые выйдут с повинной. Тысячи бойцов УПА сложили оружие: только за первую половину того же 1944‑го — более 2500. И не просто сложили. Многие из них вошли в так называемые истребительные батальоны, которые затем боролись с бывшими побратимами. Кстати, и сам этот термин — «побратим», и обычай брать позывной (по-бандеровски — «псевдо»), как и многое другое, включая официальное приветствие, принятое сейчас в Украине, — из практики ОУН-УПА.

6. Капризный союзник. 

По данным западных стран, Украина сейчас получила оружия на миллиарды долларов, а в Киеве недовольны. Мало! Нужно еще и еще. Бандеровцы постоянно сотрудничали с какой-то внешней силой. Сами они и их последователи утверждают, что вели бескомпромиссную борьбу с гитлеровскими оккупантами. У них действительно порой случались конфликты. Но факт остается фактом. УПА получала прямую помощь от нацистов. В конце 1944 года в ходе непосредственной встречи Романа Шухевича, главкома УПА, с немецкими представителями ему было передано 5 миллионов рублей.
А всего за 1944 год бандеровцы получили от Третьего рейха 10 тысяч станков и ручных пулеметов, 26 тысяч автоматов, 72 тысячи винтовок, 22 тысячи пистолетов, 100 тысяч ручных гранат и 300 радиостанций. 
Согласитесь, солидный арсенал. Но в УПА были недовольны и постоянно предъявляли претензии. А после войны и вовсе отрицали сам факт такой помощи. Для отвода глаз в мае 1945‑го даже официально отпраздновали поражение гитлеровцев, то есть той силы, которая немало сделала для поддержки этой «армии».

Во время холодной войны США и Великобритания сделали ставку на УПА. Их спецслужбы в 1948 году начали операцию «Аэродинамик» по использованию бандеровцев против СССР. Но те все равно были недовольны: денег мало, оружия недостаточно. И вообще, где третья мировая? Где ядерный удар по Москве?

Сотрудничали УПА даже с польским антикоммунистическим подпольем. А куда было деваться на фоне полного разгрома? 
Что ни говорите, но когда украинский националист бежит за помощью к полякам — значит, дела у него идут совсем плохо. Верная примета, которая работает еще с XVII века.

7. Кругом зрада и враги… 

В годы войны и сразу после нее бандеровцы создали собственную тайную полицию, Службу безопасности (СБ). Создал ее Николай Лебедь. Он подозревал всех. Везде видел шпионов. СБ развернула широкомасштабные репрессии. Например, в Волыни в некоторых отрядах УПА количество подвергнутых террору со стороны СБ достигало 30 — 50 процентов списочного состава. Зачастую бойца уничтожали вместе со всей семьей. Любопытно, что такая практика сработала против УПА, многие отвернулись от бандеровцев и у советской власти искали защиты от них. Об этом говорит и статистика увеличения числа вышедших с повинной. Но в наши дни СБУ идет шаг в шаг за своими историческими предтечами, проводя многочисленные аресты, а националисты и вовсе не заморачивают себя никакими процедурами. Публичные привязывания к столбу скотчем — лишь вершина той вакханалии насилия, которая развернулась на территориях, подконтрольных Зеленскому.

* * *

Здесь мы привели лишь некоторые примеры поразительного сходства нынешнего киевского режима с теми, кого там принято считать героями. И подобных параллелей гораздо больше. Результат ли это сознательной деятельности или же продукт генетической памяти, утверждать не беремся. Зато гарантируем, что истории бандеровского движения, его преступлений, в том числе и на территории Беларуси, мы посвятим еще не одну статью в «СБ. Беларусь сегодня».

Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter