В Беларуси при помощи стволовых клеток хотят лечить периферические нервы

Клетки восстанавливают нервы

«Захватывающее научное исследование!» — так говорят о своих изысканиях врачи, работающие над новым методом лечения с применением стволовых клеток. На этот раз речь идет об использовании прорывной технологии в восстановлении периферических нервов. Когда из-за производственных и бытовых травм, порезов, ДТП, после удаления опухолей, «нечаянных» ампутаций пальцев или даже конечности люди становятся инвалидами либо качество их жизни ухудшается день ото дня.


Житейская ситуация: человек оступился, упал на стекло, получив глубокий порез. В больнице рану обработали, швы наложили, а через несколько дней пациент жалуется, что «не чувствует пальцев кисти», «не получается их разогнуть» или «стало неудобно ходить». С течением времени ситуация  усугубляется. Так как поврежден нерв, который при обработке раны не обнаружили и не сшили. В Республиканский центр пластической и реконструктивной микрохирургии на базе Минской областной клинической больницы такие пациенты попадают с диагнозом застарелое повреждение периферического нерва, когда прошло более двух месяцев после травмы. Им нужна реконструктивная операция. А будет ли эффективна трансплантация стволовых клеток как альтернатива? Этим вопросом врачи центра задались еще в 2006 году. После длительного экспериментального этапа получили финансирование — 3 миллиона российских рублей по программе Союзного государства «Разработка новых методов и технологий восстановительной терапии патологически измененных тканей и органов с использованием стволовых клеток» — и начали пилотный проект. Его участниками стали 10 человек в возрасте от 25 до 40 лет. Надо сказать, что еще на старте врачи получили разрешение этического комитета больницы, а также письменное информированное согласие своих пациентов.

— На первом его этапе был произведен забор у каждого 20 — 50 мл жировой ткани (шприцем под местной анестезией). Далее ее поместили в стерильную пробирку и отправили в лабораторию. Сотрудники иммунологической группы «Стволовая клетка» научно–исследовательской лаборатории БелМАПО выделили из нее мезенхимальные стволовые клетки, — рассказывает о технологии врач–хирург микрохирургического отделения Минской областной больницы, сотрудник кафедры пластической хирургии и комбустиологии БелМАПО Диана Петрова. — Через несколько дополнительных лабораторных этапов получили так называемые шванновские клетки, главная задача которых — направлять рост нервного волокна. Весь этот процесс занял около 5 недель.

Тем временем пациент готовился к операции — проходил курс миостимуляции. Ведь при повреждении нерва, не получая сигнал о сокращении, мышцы атрофируются, вот физиотерапевтические процедуры и помогают им не забыть о своей работе. А далее последовал клинический этап: хирург инъекционно ввел стволовые клетки в проблемную область. Результаты, можно сказать, обнадеживающие. По словам Дианы Юрьевны, уже спустя 6 месяцев после аутотрансплантации была отмечена положительная динамика в восстановлении двигательной и особенно чувствительной функции нервов.

«Внедрение» стволовых клеток — тонкая работа.
Фото  Артура  ПРУПАСА

Одним из первых пациентов стал 27–летний молодой человек. После тяжелой автомобильной аварии у него были повреждены все нервы правого плеча. И хоть он неоднократно проходил курсы восстановительного лечения, улучшений не происходило. Сгибательная контрактура, нарушение двигательной функции и... полная потеря чувствительности руки. Однако через несколько месяцев после введения стволовых клеток она стала «различать» холодное и горячее. И это спустя три года после аварии! «Наконец, я перестал обжигать руки кипятком», — парень был, конечно, доволен. Но восстановления функции, чего так ждали, увы, не произошло. Ведь столько упущено времени...

Еще один показательный случай. У 28–летней жительницы Гродно обнаружили доброкачественную опухоль. Операция удаления привела к повреждению периферического нерва в области плечевого сплетения. Из–за чего она не могла поднять руку ни вверх, ни в сторону. В Республиканском центре пластической и реконструктивной микрохирургии нерв освободили от рубцов и провели трансплантацию стволовых клеток — и через год пациентка начала свободно владеть рукой. А ведь из–за атрофии мышц, говорит доктор Петрова, дело могло дойти до перекоса плечевого пояса...

Однако лечение стволовыми клетками ошибочно считать панацеей. Оно не дает результатов, когда за помощью обращаются с большим опозданием. Так, в центре не удалось помочь молодому человеку, у которого в результате аварии восьмилетней давности полностью «выключилась» правая рука из–за обширных переломов и повреждения мышц. Потому врачи громких анонсов не делают. В этой работе множество тонкостей и нюансов — показания, противопоказания, отдаленные результаты... Что же касается цены вопроса, то, например, лечение одного пациента с диагнозом застарелое повреждение периферического нерва при помощи трансплантации стволовых клеток стоит около 2 тысяч долларов. И все равно это дает реальный социально–экономический эффект: снижается первичная инвалидность, сокращаются сроки лечения, уменьшаются число госпитализаций и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Безусловно, внедрение такой прогрессивной технологии требует финансовой поддержки. Современное оснащение специализированной лаборатории, дорогостоящие реактивы — это немалые средства. Но столь многообещающую работу нельзя бросать на полпути. Сейчас она находится на стадии экспериментально–клинических исследований, и надо обязательно двигаться дальше, чтобы идти в ногу со временем.

Цифра «СБ»

По данным Минздрава, в 2014 году последствия сочетанных травм с повреждением периферических нервов стали причиной впервые признанной инвалидности в 9% случаев всех травматических повреждений верхней конечности. И эта цифра растет с каждым годом.

mart@sb.by

Советская Белоруссия № 11 (24893). Четверг, 21 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter