
Фильм создан на основе спектакля «(М) Ученик», поставленного тем же Кириллом Серебренниковым в руководимом им «Гоголь–центре» в Москве по пьесе известного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». От манипуляций с буквой «м» изменилось не только место действия, но и действия относительно героев. С одной стороны, ученик — это школьник Вениамин (Петр Скворцов), который носит с собой карманную Библию, бесконечно цитирует священные тексты, желая изменить мир к лучшему. Он не выносит своих сверстниц в бикини, отказывается плавать в школьном бассейне, участвовать в уроках по половому воспитанию, не приемлет теорию Дарвина, вступает в конфликт с учительницей биологии по идейным соображениям, по тем же соображениям — антисемит и гомофоб. Он все знает о морали, о добре и зле, о справедливости и возмездии, словом, он знает «как». С другой стороны, ученик — это и школьник Григорий (Александр Горчилин), кто принял фанатичную веру своего друга. Он же и мученик, потому как, не сомневаясь в добродетели своего учителя, принимает от его руки и смерть. Вениамин же с Библией на устах, сначала осуждая мать–разведенку, потом клевеща на учительницу и убивая своего одноклассника, превращается в (М) ученика (или ученика М).
Это фильм не о том, кто бросает вызов не разделяемым им устоям жизни. И даже не о том, к чему может привести слепой фанатизм. Это — о самой жизни. «Ученик» — картина, где нет ни одного положительного героя. Такими персонажами не являются ни правильная «биологичка» (Виктория Исакова), которая в отстаивании своей правды доходит до исступления; ни одинокая мать, работающая на трех работах и не чувствующая, что происходит в ее семье; ни играющая в строгость директриса школы (Светлана Брагарник), временами попивающая со своими подругами под горестное завывание «о тех, кто в наручниках»; ни независимые и свободные учащиеся средней школы, которые к своим 15 — 16 годам испробовали много чего запретного. Вся эта «школьная» история — пронзительный крик о том, как реальность заполняется враньем, равнодушием, лицемерием; как зло вытесняет добро; как вообще трудно распознать, «что такое «хорошо» и «что такое «плохо». Когда–то на эту же тему высказался Вадим Абдрашитов в «Плюмбуме», позднее — румын Кристиан Мунджиу в фильме «За холмами». И совсем неважно, где все происходит — в Германии, Румынии или России. От перемены места действия суть современной действительности не меняется.
«Ученик» — очень плотный фильм, в котором заложен эффект почти удушающей клаустрофобии. Это авторское высказывание, лишенное каких–либо заигрываний со зрителем, больше похоже на предупреждение.
lpsm3163@mail.ru
Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016