О фильме Кирилла Серебренникова "Ученик"

Клаустрофобия

О фильме Кирилла Серебренникова "Ученик"
Мало кто знает о такой важной награде Каннского кинофестиваля, как приз независимой прессы имени Франсуа Шале. Вот и известный российский театральный и кинорежиссер Кирилл Серебренников ничего не знал, пока этого приза не был удостоен его фильм «Ученик». Приз хоть и не самый громкий, но именно этот факт позволил автору войти в мировое киносообщество. Это означает внимание со стороны именитых продюсеров, право на зарубежный прокат. После фестиваля «Ученик» прошел почти во всех европейских странах.



Фильм создан на основе спектакля «(М) Ученик», поставленного тем же Кириллом Серебренниковым в руководимом им «Гоголь–центре» в Москве по пьесе известного немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга «Мученик». От манипуляций с буквой «м» изменилось не только место действия, но и действия относительно героев. С одной стороны, ученик — это школьник Вениамин (Петр Скворцов), который носит с собой карманную Библию, бесконечно цитирует священные тексты, желая изменить мир к лучшему. Он не выносит своих сверстниц в бикини, отказывается плавать в школьном бассейне, участвовать в уроках по половому воспитанию, не приемлет теорию Дарвина, вступает в конфликт с учительницей биологии по идейным соображениям, по тем же соображениям — антисемит и гомофоб. Он все знает о морали, о добре и зле, о справедливости и возмездии, словом, он знает «как». С другой стороны, ученик — это и школьник Григорий (Александр Горчилин), кто принял фанатичную веру своего друга. Он же и мученик, потому как, не сомневаясь в добродетели своего учителя, принимает от его руки и смерть. Вениамин же с Библией на устах, сначала осуждая мать–разведенку, потом клевеща на учительницу и убивая своего одноклассника, превращается в (М) ученика (или ученика М).

Это фильм не о том, кто бросает вызов не разделяемым им устоям жизни. И даже не о том, к чему может привести слепой фанатизм. Это — о самой жизни. «Ученик» — картина, где нет ни одного положительного героя. Такими персонажами не являются ни правильная «биологичка» (Виктория Исакова), которая в отстаивании своей правды доходит до исступления; ни одинокая мать, работающая на трех работах и не чувствующая, что происходит в ее семье; ни играющая в строгость директриса школы (Светлана Брагарник), временами попивающая со своими подругами под горестное завывание «о тех, кто в наручниках»; ни независимые и свободные учащиеся средней школы, которые к своим 15 — 16 годам испробовали много чего запретного. Вся эта «школьная» история — пронзительный крик о том, как реальность заполняется враньем, равнодушием, лицемерием; как зло вытесняет добро; как вообще трудно распознать, «что такое «хорошо» и «что такое «плохо». Когда–то на эту же тему высказался Вадим Абдрашитов в «Плюмбуме», позднее — румын Кристиан Мунджиу в фильме «За холмами». И совсем неважно, где все происходит — в Германии, Румынии или России. От перемены места действия суть современной действительности не меняется.

«Ученик» — очень плотный фильм, в котором заложен эффект почти удушающей клаустрофобии. Это авторское высказывание, лишенное каких–либо заигрываний со зрителем, больше похоже на предупреждение.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 207 (25089). Четверг, 27 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter