Зачем школьникам чрезмерно углубленная программа обучения

Классы с «усугубленной» подготовкой

Родители, воспитывающие детей школьного возраста, нередко о той же школе без содрогания вспоминать не могут. А все потому, что программа обучения такова, словно после 11-го класса выходят ребята не с общим средним образованием, а как минимум с портфелем доктора наук: сегодня им преподают то, о чем раньше рассказывали лишь в институтах да университетах.


На это, кстати, обратил внимание и Президент, подчеркнув, что программу общего среднего образования пора бы привести в нормальный вид, избавив учеников от лишней информации.

Тем не менее всегда находятся те, кто уверен: чем больше ребенок занят, тем меньше времени у него остается на всякие непотребства. Другие, и их большинство, убеждены, что не всем ученикам нужна тяжелеющая из года в год школьная программа. Говорите, облегчается путь к высшему образованию? Только вот у Белстата на сей счет своя точка зрения, подкрепленная цифрами. Почти 17 процентов занятых — люди с базовым или средним образованием. Со средним специальным и профессионально-техническим — около 52, а с высшим всего 31 процент.

То есть «вышка» не всем нужна, да и не всем светит. И вполне логично — кто-то станет директором или математиком, но кто-то и за станком должен работать. Что лишь подтверждает мнение большинства: образование должно быть средним и без фанатизма. То есть школа дает основу знаний, а ученик самостоятельно расширяет их, доводя до необходимой концентрации. Если, конечно, в том почувствует потребность. Не захочет, никакая прогрессивная программа, обремененная, к примеру, основами высшей математики, не принесет результата.

Сейчас как развивается ситуация? Школа пытается впихнуть в голову ребенка необъятный список теорий, формул, аксиом, правил. Приведу единичный пример, с которым, полагаю, столкнулись многие. Президент настоятельно рекомендовал воздержаться от домашних заданий в первом классе, но некоторые педагоги это требование игнорируют. У знакомой дочка-первоклашка чуть ли не каждый день из портфеля достает тот самый листочек с дополнительным заданием. Учительница так и пояснила, мол, если с первых дней не требовать, то и вовсе ничего в голове не останется.

В результате такой «углубленной» подготовки через 11 лет из школы выходит ученик, напичканный нужными и ненужными знаниями , а родители чуть ли не взашей толкают его к приемным вузовским комиссиям. Вполне логично – зря, спрашивается, в школе столько знаний перелопатил. Белстат приводит цифры, что с дипломом магистра выпущено 6,8 тысячи человек, хотя в 2010-м их было всего 2,5 тысячи. При этом следует понимать, что магистры — это вторая ступень высшего образования и предназначена только для тех, кто в дальнейшем хочет связать свою жизнь с наукой и преподаванием. Пока что ситуация развивается в несколько ином русле: по инерции магистрами становятся бакалавры, выпускники первой ступени высшего образования. Вроде как они оттачивают свои знания, но, скорее всего, протирают штаны. Так как первой ступени достаточно, чтобы из стен вуза выйти квалифицированным специалистом. Сколько из них свяжет жизнь с наукой и преподаванием — о том история умалчивает. Но, полагаю, счет в лучшем случае идет на сотни.

Еще один повод, чтобы остановиться и оглянуться, дает статистика Минздрава: за годы обучения в школе количество детей первой группы здоровья уменьшается, а третьей — стремительно растет. Например, если в первый класс приходит около восьми процентов детей с третьей группой, то через девять лет их количество увеличивается практически вдвое. Особенно страдают зрение и осанка: случаи отклонения от нормы увеличиваются в 5,2 и 8,5 раза соответственно. А ведь мы искренне верим, что дети — наше будущее. Будет ли оно светлым без здоровья, но с довеском знаний, который не каждый осилит, сложно сказать.

syritskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter