Доброта и доверие
С Ксенией Васильевной мы познакомились в конце августа, за пару дней до 1 сентября. На тот момент девушка успела провести свое первое родительское собрание. Тогда в глазах молодого преподавателя была неуверенность…— Нас, молодых педагогов, к таким собраниям готовила директор школы. Около двух часов мы разбирали вопросы, которые могут возникнуть у родителей. Было понятно, что не все мамы окажутся в восторге от того, что класс, где учится ее ребенок, дали зеленому учителю.
Когда речь зашла о вейпах и других вредных вещах, я-то была уверена, что пятиклассники слишком маленькие, чтобы знать, как их использовать. Так вот родители меня немного опустили с небес на землю. По их реакции на эту тему я осознала, что у меня огромный пробел между ожиданием и реальностью. Одна мама мне сказала: «Вы мужайтесь, класс сложный». Другие сразу сказали: «Мы на телефоне, если что, сразу звоните».
После собрания еще больше сомнений и вопросов появилось: как найти общий язык с детьми?
— Когда я узнала, что у меня будет 5 «Д», подумала: здорово «Д» — значит, добрая семья. Но пока мы только в процессе выстраивания отношений, как в семье, доверительных. Начали с того, что решили ввести общие традиции. Одна из них — мы будем друг друга поздравлять с днем рождения. Каждый должен сказать имениннику пару слов. Летних ребят мы поздравляли и тех, кто родился в сентябре. Недавно на классном часе я предложила отмечать конец четверти при условии, что ребята ее хорошо закончат. Пытаюсь мотивировать детей.
Воспитательные моменты
— Что сложнее всего делать классному руководителю?— Для меня пока сложно все. Нужно найти общий язык с детьми, при возникновении различных конфликтов суметь урегулировать их. А конфликты возникают, и много. К счастью, мелкие вроде «он не так на меня посмотрел» или «почему он сидит там». И пока самое трудное для меня — выстроить коммуникацию с родителями. Потому что они все взрослые люди и мне тяжело найти подход ко всем. Иногда мне кажется, что на мои сообщения в родительском чате они реагируют агрессивно. Особенно когда что-то от них нужно. Вот пример: администрация школы попросила распространить информацию, что нужно собрать документы для того, чтобы дети ездили в школу на автобусе бесплатно. Одна мама возмутилась: мол, они и так ездят бесплатно. Хотя я знаю, что не все дети так ездят. Нужно, чтобы детям сделали справку, к какой школе они относятся. Но не хотят родители делать эти справки, их право.
— Чем отличается классное руководство от обычного преподавания?
— Что такое вести уроки? Прозвенел звонок на перемену — и работа закончилась. А классное руководство занимает все время. Кроме всего прочего, занимаешься еще и воспитанием. Я шла в школу преподавать английский. Мне дали вести его в 5-х и 9-х классах. И честно говоря, это моя отдушина. Потому что язык я люблю, и теперь для меня квест сделать так, чтобы его полюбили дети.
Примеры не для подражания
— Вы уже столкнулись с детским «зачем мне учиться»?— Да, были ребята, которые выдавали такое. Но это связано еще и с тем, что теперь после 11-го класса, например, не нужно сдавать экзамен по английскому. Некоторые выдохнули и решили, что им этот предмет не нужен. Однако я стараюсь донести, что это сейчас так кажется. В будущем кто знает, как сложится жизнь и какие навыки и умения пригодятся. Поэтому лучше, пока есть возможность, учить.
Касательно будущего, я заметила, что дети смотрят на тиктокеров-миллионников, которым по 15–16 лет и которые не хотят учиться. Так вот ребята берут с них пример. И это настораживает.
— Современные дети сильно отличаются от тех, которые учились в ваше время?
— Скорее да, чем нет. Мне очень повезло с учителями. Они умели создавать семью из учеников. Мы на переменах играли, общались. У нас был достаточно сильный класс, и мы могли зацепиться за какую-либо тему и обсуждать ее. Сейчас я этого у детей не замечаю. В основном все сидят в телефонах.
Вне школьного времени мы собирались на стадионе, чтобы поиграть. А сейчас дети даже не знают, что такое «казаки-разбойники». Хотя у нас не такая большая разница в возрасте, тем не менее пропасть ощущается. Мы общались вживую, а сейчас ребята в основном переписываются в соцсетях.
Еще я помню наш последний звонок, к которому целый год готовились. Ходили на танцы, чтобы выступить с номером. И когда танцевали, плакала вся школа. Учителя говорили, что уходит лучший класс. И мы плакали, так как понимали, что это финиш и мы скоро разъедемся. Так и случилось, но продолжаем общаться и дружить. Мои лучшие друзья — это те люди, которые со мной со школы. Мы ходим друг к другу на дни рождения, сейчас уже некоторые замуж выходят, женятся, так что уже ходим и на свадьбы. Поэтому исходя из своего опыта хочу сделать свой класс таким же дружным.
О соцсетях
«Недавно мои дети нашли меня в соцсетях. Но у меня закрыты страницы. Еще когда была студенткой, решила, что сделаю свои профили приватными. Ребята мне отправляют заявки, чтобы добавиться в друзья, но я их не принимаю. У них есть мой Viber, если что — могут звонить, писать. Не исключаю, что позже мы с ними станем больше доверять друг другу и тогда я сделаю доступными для них свои соцсети. Но пока нет».БЛИЦОПРОС
— Идеальный учитель, кто он?
— Это человек с гибким мышлением.
— Есть ли в классе любимчики?
— Нет. Считаю, что это ошибка педагога, если он выделяет любимчиков в классе. Другие дети будут это видеть и ощущать свою неполноценность. Но стоит понимать, что учителя тоже люди и им проще работать с детьми, которые проявляют интерес к предмету, а не с теми, кому все равно.
— Лучший отдых — это...
— На природе с семьей и друзьями. Но пока отдых мне только снится. Мой основной маршрут: школа — дом, дом — школа. Я надеюсь, что со временем это изменится и появится больше возможностей выбираться куда-либо.
— Какое поведение детей может вывести из себя?
— Оскорбление и неуважение друг к другу.
— Кем мечтали стать в детстве?
— Главным врачом родильного дома (до сих пор хранится бумажка с этой мечтой).
yankovich@sb.by