В Уральском горном университете появилась учебная аудитория Белорусского автозавода

Классная работа

Специализированную аудиторию, оснащенную белорусским автогигантом, открыл в екатеринбургском вузе министр промышленности Беларуси Петр Пархомчик. Новый класс появился на одной из старейших выпускающих кафедр ­УГГУ — горных машин и комплексов. Она уже несколько лет тесно сотрудничает с ­БЕЛАЗом.

Уральцы мечтают, чтобы рядом с макетами появились беспилотные БЕЛАЗы.
ТАТЬЯНА АНДРЕЕВА

— Приятно, что мы наконец открываем учебную аудиторию одного из наших ключевых партнеров — компании ­БЕЛАЗ. Отрадно, что уровень внимания со стороны Беларуси и ­БЕЛАЗа к нам максимальный. Это второй шаг в сотрудничестве, и я уверен, далеко не последний, — отметил ректор Уральского государственного горного университета Алексей Душин

Соглашение о научно-техническом сотрудничестве ­УГГУ и ­БЕЛАЗа подписано в 2018 году. Стороны проводят совместные мероприятия, студенты участвуют в чемпионатах компании, причем всегда занимают призовые места. Есть уже первые «образовательные плоды» — запущена магистерская программа «Проектирование горнопромышленного автотранспорта», учебный план которой согласован с ­БЕЛАЗом. 

Диплом первого магистра был посвящен организации работы и ремонта белорусских машин на комбинате «Ураласбест» — проверенном партнере вуза и белорусской компании. Автосамосвалы из Беларуси давно работают в карьере Баженовского месторождения под Асбестом, где уже более ста лет ведется добыча хризотил-асбеста. Сегодня в автопарке комбината одиннадцать 130-тонных машин и десять 55-тонных. Причем один из купленных в прошлом году ­БЕЛАЗов назвали «Алексей Павлович Ладыженский» — в честь первооткрывателя хризотил-асбеста и основателя первого прииска.

В Уральском горном надеются, что новая учебная аудитория выведет университет на новый уровень подготовки специалистов, работающих с белорусской карьерной техникой, повысит востребованность выпускников.

Глава Минпрома Беларуси стоял у руля компании 13 лет. По словам Петра Пархомчика, последние три года ­БЕЛАЗ особое внимание уделяет образованию и подготовке кадров. Автогигант предлагает включать в учебные процессы не только «стационарную» подготовку, но и практику на белорусских предприятиях.

— Образцы техники, которые разрабатываются, направлены на поиск новых видов энергии. Есть отличная возможность участвовать в этой работе, создавать машины будущего, которые будут полностью автоматизированы. Такая техника сейчас проходит промышленные испытания на ­БЕЛАЗе. Но здесь еще огромнейший пласт работы, участие в ней студентов только приветствуется, — отметил Петр Пархомчик.

За последние годы ­БЕЛАЗ открыл немало аудиторий, классов, факультетов в российских вузах — в основном горной тематики. Красноярск, Кемерово, Санкт-Петербург, теперь вот Екатеринбург. Кооперация белорусского автогиганта с предприятиями России достигает 50 процентов, самосвалы более чем наполовину состоят из российских комплектующих.

— Так, НПО автоматики активно разрабатывает систему управления для машины. А Уральский дизель-моторный завод работает над следующим поколением двигателей для ­БЕЛАЗа, — подчеркнул замминистра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин

По его словам, белорусская техника уже используется на десяти предприятиях. Например, на добывающих предприятиях ­ЕВРАЗа, Качканарского ГОКа трудятся десятки машин, столько же задействовано на медных рудниках ­УГМК, карьерах «Ураласбеста», Высокогорского ГОКа... В общей сложности в карьерах региона работает около 450 тяжелых самосвалов. «Куда бы ни пошли трудиться студенты ­УГГУ, от встречи с этой техникой им не уйти. Поэтому огромное спасибо белорусским коллегам за новый учебный класс», — подытожил Игорь Зеленкин. 

Новая аудитория уже наполнена образцами действующих комплектующих: здесь есть элементы рулевого управления, тормозной системы, системы пуска, питания и охлаждения двигателя карьерных самосвалов грузоподъемностью 30—130 тонн. Размещены плакаты с «деталировкой» узлов и принципов их работы. Одну из стен класса заняла огромная интерактивная панель — можно выводить на экран учебные материалы, презентации и фильмы, проводить видеоконференции. А с помощью VR-шлема студенты смогут наглядно представить себе изученные в теории узлы и агрегаты, да и всю линейку карьерной техники в целом. 

— Система позволяет моделировать и отрабатывать аварийные ситуации — в реальной жизни проводить их слишком опасно и дорого. Технологии позволяют демонстрировать учебные материалы, проводить виртуальную сборку-разборку деталей. Преподаватели будут использовать эту систему и для оценки знаний, — рассказала идейный создатель аудитории, профессор кафедры горных машин и комплексов ­УГГУ Юлия Лагунова

Большие надежды преподаватели возлагают на универсальный учебный стенд-тренажер по тяговому электроприводу. На нем можно проводить десятки различных лабораторных работ.

— Стенд позволит оттачивать квалификацию рабочих и инженеров горнопромышленных производств, которых у нас огромное множество, например, на «Ураласбесте». Его также можно использовать в научно-исследовательских программах, — продолжила Лагунова.

На церемонию открытия учебного класса Петр Пархомчик привез 180-тонный ­БЕЛАЗ. И вручил его... в картонной коробке. Это игрушечная копия настоящего.

— Постараемся заполнить наглядными образцами не только учебный класс, но и вуз. Чтобы не на картинках показывать ­БЕЛАЗ, как в детском саду, а на реальных образцах, которые нам нетрудно привезти, — прокомментировал глава белорусского минпрома. 

А Игорь Зеленкин высказал пожелание, чтобы через год-два-три здесь были уже не макеты, а настоящие ­БЕЛАЗы, причем не обычные, а беспилотные. И фантастикой это никому не показалось, ведь такие беспилотники уже созданы и проходят испытания в реальных условиях.

Татьяна Казанцева

kazantseva.pressa@yandex.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter