Классики жанра

Наверное, вы помните сказки про домовенка Кузю? Так вот, у нас в Беларуси тоже есть похожие персонажи...

Уладзiмiр Васькоў. Дахавiк Казiк. Казачная аповесць.
Мiнск, Мастацкая лiтаратура, 2011.


Наверное, вы помните сказки про домовенка Кузю? Так вот, у нас в Беларуси тоже есть похожие персонажи. Даже два. Только не домовики, а «дахавiкi» — от слова «дах», крыша. Зовут их Казик и Юзик, живут, как им и положено, на чердаках, носят шляпы–цилиндры, сюртуки, красные штанишки. А поскольку они — жители современного Минска, то обувают кроссовки, в которых так удобно лазать по крышам, и используют мобильные телефоны — как же без связи? В сказочной повести Владимира Васькова переплетаются реалии старосветского и современного города, занимательный и понятный детям сюжет — с аллюзиями, понятными только взрослому и знающему белорусскую литературу читателю. Казик и Юзик — персонажи вполне жизнеспособные. Чтобы заработать денег на телевизор, могут устроиться на работу переписчиками или трубочистами. Читают книги, лазают по интернету. Казик даже машину умеет водить — правда, не стоит в ней в тот момент оказываться. А еще «дахавiкi» могут объяснить значение слова «глобализация», поют песни на слова Максима Богдановича. И вообще, Казик хвалится тем, что Купалу и Коласа нянчил. Впрочем, пенсию Казику за это все равно не дали — потому что у «дахавiкоў» нет документов. В общем, юные читатели повеселятся... И взрослые тоже.


Привидения и жертвы. Английская готическая проза XIX века.
Издательство АСТ, Астрель, Полиграфиздат, Москва, 2011.


Нет, я не понизила «планку» отбора книг для рубрики. Конечно, под такой обложкой может скрываться чтиво самого низкого пошиба. Но давайте я перечислю имена авторов: Даниэль Дефо, Джордж Гордон Байрон, Вальтер Скотт, Уильям Теккерей, Чарлз Диккенс... Перед вами классика готического жанра! И если вы любите щекочущие нервы таинственные истории, лучше уж читать такое, со знаком качества, поставленным временем. Тем более блюда здесь на разный вкус: от викторианского рассказа ужасов до декадентских изысков Серебряного века. «Дом с Привидениями» Чарлза Диккенса, например, называют произведением «уютного страха». В доме, пользующемся дурной славой, поселяется компания молодых людей, чтобы исследовать явление и делиться впечатлениями. И у каждого появляется что рассказать. Вот только настоящих привидений нет как нет, зато есть фантазия и чувство юмора. А вот Байрон и его секретарь Полидори подарят вам встречу с настоящими вампирами. В рассказе Теккерея «Призрак Синей Бороды» уже не юмор, а скорее саркастический смех: в борьбе за сердце добродетельной и легковерной вдовы соперники не стесняются в средствах, даже изобразить ее покойного мужа могут. Пьеса же «Мэри–Роз» Джеймса Мэтью Барри, автора историй о Питере Пэне, — таинственная, но все же более похожа на притчу. История о маленьком островке, на котором исчезают люди — их забирают феи в неведомый край. Но когда забранные иногда возвращаются, еще хуже — ведь время для них не отсчитывалось, а близкие постарели... И нелегко понять, что ты — всего лишь маленький измученный призрак, который сбился с пути на земле.


Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter