Пруд-маяк, кирпичи и сапоги: в большой паводок жители Брянской, Гомельской и Черниговской областей не верят, но на всякий случай готовятся

Классика вешних вод

С проблемой паводка весной сталкивается не только Гомельщина, испещренная речной сетью, но и не ме-нее богатые на воду российские и украинские соседи. В этом году страшных прогнозов никто не составляет, но готовы к внезапным сюрпризам все. Да и часто проблема эта становится общей. Реки, как известно, гра-ниц не знают. Днепр уверенно течет по территории всех трех стран, а повлиять на его уровень способен любой из многочисленных притоков. Корреспондент «Р» выяснила, готовятся ли к паводку жители пригра-ничных областей.

В самый большой разлив ширина Припяти может достигать 10 километров.

А мост уплыл?


Новозыбчанин Сергей, согласившийся подвезти меня до поселка Перевоз, ультиматум ставит сразу:

— По мосту не поеду, сами дойдете.

Деревянный мост через Ипуть — будто въездные ворота в этот поселок Брянской области. С виду — хороший и крепкий. Сергей поясняет: этот мост новый, всего пару-тройку лет как возвели. Прежний, тщательно омываемый паводковыми водами, почти разваливался на части и грозил похоронить на дне тяжелые транспортные средства. По старой памяти Сергей и новый-то пересекать без крайней необходимости не решается — а мало ли? Ведь разлив реки и он уже успел пережить.

Уровень воды в реках гидрологи измеряют дважды в день.

Впрочем, местные новый мост пересекают без оглядки и пешком, и на четырех колесах. На том берегу рыбаки азартно подтверждают: старый заливало, смывало и уносило в Черное море. Информацию любителей преувеличить и улов, и любую природную катастрофу, понятное дело, делить нужно на четыре. Ни в какое море мост не уносило, но следы тяжелой судьбы бывшей переправы налицо. Из реки сиротливо торчат подгнившие столбы, на которых покоилась старая, признанная аварийной конструкция. По ним теперь легко отслеживать уровень воды.

— Сейчас река упала. Неделю назад возле того вон сучка плескалось! — наперебой объясняют рыбаки.

Паводок 2018-го новое сооружение не поколебал, но в прошлом апреле весьма осложнил жизнь сельчанам и дачникам. Подъезд к мосту был сильно затруднен — вода затопила 10-метровый участок.

Улица, раскинувшаяся вдоль Ипути, ожидаемо зовется Набережной. Дома как один на возвышенности. Старожилка Прасковья Якубенко, потребовавшая именовать себя бабой Пашей, пережила в Перевозе бесчисленное количество паводков:

— Бывало, и на лодке во двор вплывали! И кладки, на которых белье колотили, прямо у калитки стояли.

На этой лодке пенсионерка из Перевоза когда-то вплывала в собственный двор.

В последние годы Ипуть подходила только к порогу, двор не подтапливала. Но проезд по Набережной был затруднен, потому баба Паша запаслась кирпичами, которые заботливо укладывала в тропинку вдоль дома, чтобы людям было удобно ходить. Горка кирпичей и сейчас ждет своего часа у палисадника. Хотя сама хозяйка с сомнением смотрит на реку, сидя на той самой лодке, на которой когда-то вплывала во двор:

— У нас уже и снега-то никакого нет. Хотя, может, в жилах где вода застоялась или придет откуда. Кто ж загадывать-то будет?

Мониторинг паводковой обстановки на Брянщине сотрудники МЧС проводят ежедневно. Пока все спокойно: подтопленных населенных пунктов, низководных мостов и участков автодорог нет. Несколько дней назад в поселке Радица-Крыловка под Брянском провели очередные профилактические мероприятия с местными жителями. Этот населенный пункт снискал славу «брянской Венеции». Он находится в пойме реки Болва, уровень воды весной здесь повышается существенно — до 7—8 метров. Часть Радицы-Крыловки практически ежегодно оказывается затопленной настолько, что самым популярным транспортом становятся лодки. За развитием половодья здесь следят и с земли, и с воздуха, и даже с помощью снимков из космоса.

Картошку — на табуретки, заготовки — в дом


Ипуть резво впадает в Сож, а тот уже по возможности наполняет полноводный Днепр. У поселка Радуль в Черниговском Полесье весной он шириной не меньше километра. Глава поселкового Совета Галина Руденкова территорию осматривает спокойно. Нынче в реке летний уровень воды, снег растаял недели три назад, вокруг все сухо. Лед прошел — река и на сантиметр не поднялась. Галина Михайловна, чтоб не сглазить, наперед не загадывает, но большой воды не ждет. В это время в прошлом году Радуль активно сражался со стихией. Первые сюрпризы в 2018-м Днепр подкинул еще на Рождество:

— Вода стала прибывать в январе. На Днепре возле села Новоселки образовался затор изо льда. Получилась будто плотина, которая не пустила воду дальше. Вся она пошла к нам. Залило сразу две улицы — Днепровскую и Новикова.


Временами превращая дороги в каток, разлившийся Днепр из Радуля не уходил до весны. Чуть теплело — и местные жители вовсю ощущали последствия паводка. В прошлом году подтопило сараи и погреба, вода стояла на 20—40 сантиметров. До домов не добралась. После разливов 1970-х наученные горьким опытом местные жители поподнимали жилые здания, да и новые возводят исключительно на возвышенности. А после паводка 2013-го выработалась четкая схема предвесенней подготовки: в погребах сделаны настилы, на табуретки подняли картошку и овощи, консервация перекочевала в дома или летние кухни.

— Эвакуировать давно никого не приходилось. Даже в 2013-м, когда нас отрезало от района, сюда приплывали лодки с продуктами, а люди своих домов не покидали. Помню, уговаривали пенсионерку из Новоселок уехать. Вместе с коровой. Головой помотала, намостила что-то в сарае, а сама в доме засела — и никуда!

Из дома ни ногой


Председатель Голубицкого сельсовета Петриковского района Владимир Александров свою украинскую коллегу понимает очень хорошо. Уговорить стариков покинуть дома — задача сверхсложная:

— Население возраста преклонного. Если человек с трудом передвигается с палочкой, то по затопленному двору пройти — проблема сложнейшая. В пик паводка без социальных работников и постоянного дежурства МЧС, медиков и милиции не обойтись. А вот эвакуировать народ — сидят до последнего! Стараемся одиноких престарелых хотя бы к соседям определить, чтобы смотрели друг за другом. Даже в 2013 году удалось только двоих человек в палаты сестринского ухода разместить, а одну семью с детьми — на время в больницу. Заодно и малышей обследовали.

Спасатели готовы в кратчайшие сроки прибыть в любую точку.

Его сельсовет весной становится настоящей головной болью. Шесть населенных пунктов — на другой стороне Припяти. Мостов нет, в сезон доступ паромом и переправой. Во время разлива, когда Припять может в ширину достичь километров десяти, до них не добраться. Только в объезд через Житковичи. В прошлом году, когда восстанавливали злополучный мост между Житковичами и Туровом, ситуация была патовая. Заботу о пропитании, медицинской помощи и почте на себя взял Лельчицкий район.

В этом году паром запустили еще 7 марта. Пока дорога сухая, сообщение нормальное, но за ситуацией Владимир Александров следит ежеминутно:

— Я уже 24 года возглавляю Совет и знаю, как будет развиваться ситуация. При уровне в 820 сантиметров у меня в Снядине подтопит 9 домов, в Белине — 4. Прогнозировать ничего не хочу. Таяло все медленно и спокойно, но бывали годы, когда мы и летом после дождей людей эвакуировали.

Разлить не должно, но сапоги при мне!


Вид с улицы Ногина в самом Петрикове открывается просто фантастический. Частные подворья от могучих вод Припяти отделены лишь грунтовой дорогой и узким берегом. Пенсионер Вячеслав Фицнер не скрывает: такой пейзаж не променяешь ни на какие деньги и квартиры в новостройках. Правда, у инспектора инспекции надзора и профилактики Петриковского районного подразделения МЧС Василия Мицуры вольные просторы вызывают другие чувства. Коварная Припять ежегодно щедро одаривает своими водами близлежащие улицы. Паводок на себе местные жители в предыдущие годы ощущали по полной.


— Ценные вещи, которые может подтопить вода, нужно убрать с первого этажа вашего дома. Не помешает собрать «тревожный чемоданчик» — в нем должны быть только самые необходимые вещи: документы, деньги, еда и лекарства.

Вячеслав Петрович в плане подготовки к паводку  человек ученый. На улице Ногина он живет уже 22 года и пережил не один разлив чарующей и коварной Припяти. К опасности готов. Чтобы войти в дом пенсионера, нужно забраться на высокое крыльцо: фундамент внушительный, жилой этаж максимально поднят над землей.

— Самый жаркий на моей памяти выпал 1999 год. По двору тогда лодками ездили. У того соседа и там, справа, — оглядывает окрестности пенсионер, — вода в доме стояла. А у нас высоко, не добралась. Зато в подвале была вода по грудь, а в гараже — по пояс.

В 2013-м Петриков тоже знатно пострадал от капризов Припяти, но Вячеслав Петрович почти легкомысленно отмахивается. Подтопило, но по двору еще можно было пройти в любимых рыбацких сапогах, которые пенсионер с гордостью нам и демонстрирует:

— А надо — так по улице и на лодке плавали до самой церкви, что на холме стоит. Довозил детишек окрестных туда. На работу так же добирались: на лодках до крайних домов, там у людей в доме сапоги на туфли меняли — и в город.

Паромщик поневоле решительно заявляет: пока лодку не надо из гаража вытаскивать — паводок серьезным не считается. В прошлом году улицу залило, машины не проезжали, но сапоги выручали стабильно:

— Подсыпали дорогу быстро, так нормально стало. Недели полторы вода тогда побыла да пошла. Разве ж это проблема?

Окидывая взглядом Припять, Вячеслав Петрович дает прогноз на эту весну:

— Да не должно разлить! Но если что, сапоги при мне.

Живущий через пару дворов Владимир Будович и масштабный разлив характеризует как «чуть-чуть разлило». Бывший военный тогда браво рассекал на лодке, сейчас от заплывов в силу возраста пришлось отказаться. Лодками местных жителей усеян весь берег, но Владимир Васильевич предрекает им только рыбацкую нужность:

— Да я и на глаз могу определить, что паводка в этом году не будет. А откуда ему взяться, если весь снег в землю ушел, а дождик если идет, то сразу насквозь промачивает, не собирается на поверхности. Да вы посмотрите: в это время в прошлом году река прибывала по четыре сантиметра в сутки, а сейчас почти не движется.

Предсказания по пруду


Светлана Гриб с семьей в комфортабельном домике на соседней улице Лутинова живет уже больше десяти лет:

— Летом просто роскошно: птички поют, река журчит. А вот каждую весну волнительно, хотя, когда покупали, нам клялись, что не подтапливает.

Подтапливает семейный очаг знатно. Причем вода идет с двух сторон: и с участка Припяти, что под окнами, и от расположенного недалеко парома. За прожитые годы поплыл фундамент, расцвел буйным цветом грибок. Из ремонтов молодая семья не вылезает. Наученные горьким опытом, супруги в последние годы подняли уровень участка почти на два метра. Грунт брали со своей же территории — теперь за огородом выкопан пруд пять на десять метров. Для Светланы этот водоем теперь индикатор паводка:

— Тут получается вода на одном уровне с рекой. Летом совсем сухо, сейчас вот наполовину затоплен. Если же до края вода добирается, значит, и река к порогу скоро доберется. Такой вот маяк!


Вокруг пруда сыновья Светланы Леша и Ильюшка бегают в резиновых сапогах. Спецобувь есть у всей семьи. Для них отслеживание воды  пока еще просто развлечение.

— Вы только на берег не лезьте! — строго предупреждает семилетний Алексей. — Там скользко. А с реки, бывает, лягушек приносит, мы их тут с братом ловили в том году.

— А если вода к дому подойдет, опасно станет, знаешь, что нужно делать?

— В МЧС звонить! — твердо заявляет мальчик и хитро добавляет: — Или папе.

Вариант для семьи допустимый. Муж Светланы — сотрудник Петриковского районного отдела по чрезвычайным ситуациям.

Несмотря на утешительные прогнозы по разливу рек, к возможному подтоплению и угрозам человеческой жизни спасатели всегда готовы. При Петриковском районном подразделении МЧС созданы две группы спасения на водах. Возглавляет одну из них, базирующуюся в райцентре, начальник пожарной аварийно-спасательной части № 1 Петрикова Сергей Бруяко. Под его началом 10 специально обученных спасателей, подготовку проходят на республиканском уровне, плюс каждую неделю на месте организуют специальные занятия. Сергей Бруяко открывает дверь пожарной машины:

— Страхующие веревки, спасательные жилеты и костюмы, аптечки, фонари, тросы… Моторная лодка находится на прицепе, доставить ее мы можем в любую точку. Каждое утро получаем гидрологическую информацию. Пока до опасного уровня порядка двух метров, но мы готовы к самому плохому варианту развития событий.

Сводные отряды МЧС для проведения первоочередных аварийно-спасательных работ созданы во всех паводкоопасных районах, рассказывает заместитель начальника Гомельского областного управления МЧС Владимир Клабук:

— Они оснащены всеми необходимыми техническими средствами и оборудованием, с готовностью при необходимости в течение четырех часов передислоцироваться в любую точку своего и граничащих районов.

На базе Мозырского и Жлобинского районных подразделений МЧС имеются сводные отряды, которые в течение 6 часов могут оказаться даже в самой отдаленной точке региона для проведения работ по минимизации последствий паводка. Столько же понадобится и областному отряду, чтобы прийти на помощь жителям любого населенного пункта области, а за 12 часов они могут передислоцироваться и в любую точку страны.

На связи с соседями


Мониторинг паводковой обстановки в областном управлении в плотном сотрудничестве с «Гомельоблгидрометом» ведется ежедневно. Нужная информация доводится до заинтересованных служб не только на территории страны, отмечает начальник Гомельского областного управления МЧС Сергей Дичковский:

— Взаимный обмен информацией по вопросам возникновения опасных гидрологических явлений, в том числе в период паводка, налажен и с дежурными службами МЧС сопредельных государств. Есть документы, которые определяют порядок взаимодействия с Брянской областью России и Черниговской, Житомирской, Киевской, Ровенской областями Украины. Для паводка границ не существует. Если возникнет необходимость помочь соседям, то гомельские спасатели всегда готовы прийти на выручку. Пока, правда, такой надобности не было.

Во время большого паводка продукты, лекарства и людей к отрезанным деревням доставляет и ОСВОД.

Ежедневный обмен информацией с украинскими и российскими коллегами налажен и у гидрологов. Без этого никуда: реки свободно курсируют по территориям трех стран, не признавая границ. Такая система помогает отслеживать общую картину, а порой и заранее готовиться к переменам. Если, к примеру, в селе Ущерпье Брянской области отмечается рост, то через несколько дней поднимется уровень и на Ипути у Добруша.

Начальник отдела гидрологии и агрометеорологии филиала «Гомельоблгидромет» Ольга Калугина просматривает последние данные, полученные от российской стороны:

— В верховьях Сожа снег на российской территории уже растаял, сохраняется снежный покров только местами в верховьях Днепра.

Что касается ситуации на Гомельщине, то на большинстве рек области рост уровня воды суточной интенсивностью от 1 до 11 сантиметров. Небольшой спад — на всем протяжении Припяти. Причин для широкого разлива у рек в Гомельской области в этом году нет. Намерзание льда было небольшим, сверхсильными снегопадами регион не атаковало, весна пришла рано, мягко растопив водные артерии.

— Вода находится на пойме лишь на Птичи у деревни Первая Слободка и Случи у села Ленин. Глубина затопления всего 5—10 сантиметров.

Пусть предпосылок и нет, но Гомельская область все равно готова к паводку. Это целый комплекс мероприятий, за годы борьбы со стихией отработанный почти до автоматизма. Комиссии по чрезвычайным ситуациям созданы на всех уровнях. Региональную возглавляет заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир Горбачев:

— Подготовку местные органы власти начали еще осенью. Определено 90 мест размещения людей в случае эвакуации. В паводкоопасных районах подготовлены запасы строительных материалов, медикаментов, проверены гидротехнические сооружения. Работают все службы: от газовой до торговли. Если вдруг какие-то населенные пункты окажутся отрезанными большой водой, будет организована доставка продуктов, питьевой воды, налажен подвоз врачей, социальных работников, будет организовано дежурство сотрудников милиции. Вопросы защиты жизни и здоровья граждан всегда стоят для государства на первом месте.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter