Классика стреляет в десятку

В марте сразу в нескольких театрах пройдут премьеры...

В марте сразу в нескольких театрах пройдут премьеры, знаменующие собой одну важную тенденцию: классика возвращается на подмостки. Иван Гончаров с его «Обыкновенной историей», Иван Мележ с полесской хроникой «Люди на болоте» и Николай Матуковский с сатирическим «Мудромером». Авторы разные и стилистически, и содержательно, но объединяет их одно: желание понять человеческую природу.


Абрамов делает ставку на иронию


Режиссер Модест Абрамов 30 марта представит в Белорусском государственном молодежном театре роман русского классика Ивана Гончарова «Обыкновенная история». Жанр будущей постановки обозначен как «страницы романа». Модест Модестович уверен, что история молодого амбициозного дворянина Александра Адуева, приехавшего в Петербург из провинции за славой поэта и успешной карьерой, окажется близкой и понятной зрителю:


— Перечитывая роман, я был поражен, насколько все не изменилось. Я, в общем, никогда не работал с современной драматургией за исключением «Очень простой истории» украинки Марины Ладо. Сказать почему — трудно. Как говорит один из героев романа Гончарова: «То, что сейчас пишут, — читать невозможно, все злы и разочарованы». А мне хочется, чтобы театр, по выражению автора «Пяти вечеров» Александра Володина, «вселял надежду», иначе зачем он тогда нужен?


Я видел в 60–х гг. знаменитый спектакль «Современника» «Обыкновенная история» с Олегом Табаковым и Михаилом Козаковым в главных ролях. Это было очень яркое прочтение. В нашу версию я бы хотел привнести интонацию легкой иронии: столько лет прошло, а ничего не изменилось! Деньги, карьера, положение в обществе — все это по–прежнему занимает умы современников. Меня поражает, насколько точно Гончаров и еще драматург Островский предсказали все, что будет происходить с нами. Да, некоторое время назад мы отставали от Европы в смысле материального комфорта и различных благ, всеми силами пытались ее догнать. Теперь догнали, но пропало главное, то, что было свойственно только нашему пространству, — ощущение соборности, индивидуальности. Это и смешно, и драматично. Но, несмотря на весь пессимизм, всегда нужно оставаться самим собой. Тогда, может быть, что–то и произойдет и ты получишь награду. Иначе окажешься в положении Адуева–старшего, который в конце жизни понимает, что вся его карьера не стоит одного прикосновения любимой женской руки.


Гарцуев объединил поколения


16 марта Национальный академический театра им. Я.Купалы покажет премьеру «Люди на болоте» в постановке лауреата Национальной театральной премии Александра Гарцуева. Главные роли исполнят молодые купаловцы: Роман Подоляко, Александр Павлов, Виктория Чавлытко, Валентина Гарцуева, Артем Бородич и Павел Харланчук. Компанию им составят Зоя Белохвостик, Тамара Миронова, Александр Подобед, Елена Сидорова и другие любимые артисты труппы.


— Никогда не поверю тому режиссеру, который скажет, что ему полностью удалось воплотить первоначальный замысел, — как всегда откровенен Александр Федорович. — Другое дело, что в данном случае степень этого воплощения для меня приемлемая и какого–то глубокого разочарования от результата работы у меня нет. Есть моменты, которые стали неожиданностью, тем не менее я доволен. Хотя рано говорить об итоге, пусть о нем судят зрители. В конце концов, и актеры, и режиссеры, работающие над премьерой, уже давно варятся в собственном соку, глаз замыливается и трудно быть объективным. Но ощущение, что получается достойная работа, есть.


Я уже нашел своего художника — это Игорь Анисенко, а вот с композиторами работаю разными. На этот раз им стал молодой автор Дмитрий Фрига. Несмотря на разницу в возрасте, на многие вещи мы смотрим одинаково. И мне очень бы хотелось, чтобы наше сотрудничество продолжилось и после выпуска спектакля.


Нупрейчик бросил вызов глупости


Новый драматический театр в этот же день — 16 марта — презентует спектакль «Мудромер» по сатирической пьесе Николая Матуковского «Мудромер» в постановке главного режиссера театра Дениса Нупрейчика. Для многих критиков — это главная интрига театральной весны: смогут ли в НДТ подобрать ключ к некогда популярной советской пьесе?


— Во–первых, это белорусская классика, которую не хотелось бы забывать, — раскрывает замысел Нупрейчик. — Во–вторых, хороших пьес в нашей классике действительно не много, и это проблема для режиссеров. Многие уже шли на сцене, внести в них что–то новое сложно. У нас уже был положительный опыт с «Затюканным апостолом» Андрея Макаенка. Эта пьеса тоже была на некоторое время забыта, а благодаря нашему спектаклю, судя по отзывам зрителей, обрела второе дыхание.


Как ни странно, меня многие отговаривали. В «Мудромере» нет привычной лирико–мелодраматичной линии, пьеса не наматывает нервы зрителя на кулак, в ней нет детективной интриги. То есть всего того, к чему зритель за последнее время так привык. Я воспринял такую реакцию как профессиональный вызов и решился на работу. К тому же никогда не ставил комедий. Надо было когда–то начинать. Надеюсь, кто–то из зрителей узнает себя на сцене и поймет, что у всех событий в этой жизни есть свое окончание, бесконечна только вселенская человеческая глупость. И сидит она в каждом из нас. Что с ней делать, бороться или нет? Приглашаем поразмышлять на эту тему, посмотреть на себя со стороны и посмеяться.


В ожидании первого звонка


Март для театров месяц знаковый. Именно 27 марта театралы отмечают свой профессиональный праздник. К нему готовятся и стараются встретить во всеоружии. И разве можно представить себе более подходящий подарок, чем новый спектакль...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter