Классика розничного жанра

Так ли уж вредна монополия розничных сетей

Эх, как же некоторые руководители предприятий не любят розничные сети! Даже зубами скрипят. Пыхтят ненавистью настолько искренне, что в ней звучит отчаянная и неразделенная любовь. Мол, только дайте местечко на полке, и мы ваши навеки. А если не обратите внимания, позовем какого-нибудь грозного госслужащего, который строго внушит неразумному ретейлу, что маленьких обижать нехорошо, с ними надо делиться, даже если они вредные, капризные и сопливые… Который год уже идет словесная чехарда вокруг якобы дискриминации отечественных товаров в крупных сетях. Ну, не всех, а некоторых. И все идет под прикрытием развития конкуренции, хотя на деле все выливается в какой-то детский сад с размазыванием слез некоторыми предприятиями: «Нас не хотят брать, а мы такие красивые». 

Крупные сети меня раздражают. Просто эмоционально: мозолят глаз на каждом шагу. Действительно, их слишком много. Но надо отдать должное: именно своей надоедливостью крупный ретейл «подкатил» чуть ли не к каждому подъезду. Неправильно ведут себя они, конечно: и просрочка случается, и на кассах ошибаются, и цены хотелось бы пониже. Но любой торговый прилавок не без греха. И как бы скептически ни относился к торговым монстрам, как-то не хочется обратно, в середину 2000-х, когда в спальных районах до унылого универсама приходилось топать несколько кварталов. Про ассортимент, цены и сервис тех времен молчу. И ностальгию «независимого» среднего бизнеса по тем временам не разделяю. Чтобы что-то купить по нормальной цене, приходилось ехать в центр. Либо переплачивать при походе в магазин рядом с домом. Да, сети прищемили хвост мелким коммерсантам. Но потребителю стало от этого не хуже, а лучше. А перераспределение доходов внутри отрасли как раз и есть результат конкуренции. 

Кстати, во время бурных дебатов о том, кто должен оккупировать ведущие полки страны, неоднократно приходилось слышать сетевиков, мелкую розницу, стенания производителей, гневных экспертов и рассудительных чиновников… Потребитель обычно не представлен. А ведь он должен являться конечным бенефициаром. 

И можно сколько угодно ругать пройдох-сетевиков, но они пока не поворачиваются копчиком к покупателям. Чревато. А исходя из этого и производителей выбирают. И некоторые сетям умудряются диктовать условия. Да, и такое бывает. Но твой бренд должен стать звездой, на которую люди будут ходить. А если стоишь в массовке, то и не чирикай. Помните истории с некоторыми сетками, которым ведущие поставщики на розничном рынке прекращали отгрузки? Заполняли полки аналогами, а народ не шел. Снимите с полки «Нескафе» или «Савушкин продукт»! Удар по товарообороту. Не все, но приличная часть покупателей не пойдет в магазин, если нет этих торговых марок. 

Кстати, можно поговорить и о засилье поставщиков. Просто тема не модная. Но она есть. Иной раз конъюнктура сделает крутой поворот, все нытики-производители помчатся в Россию сбывать, пользуясь моментом, а сети на коленях стоят, выпрашивая лишнюю фуру курятины или сливочного масла. Сплошь и рядом такое случается. И тогда все забывают о местах на белорусских полках. И сети с трудом выполняют знаменитый ассортиментный перечень, посвященный именно родным товарам.

А в целом… За бесплодным препирательством вокруг «берут — не берут» часть дорогих белорусских производителей не замечает другой прелести жизни: с рынка их выдавят не сети, а замечательные российские конкуренты. Почву на нашем рынке они уже прощупали. И повели целенаправленное наступление. Аккуратное и неспешное, по всем законам маркетинговой оккупации. И постепенно отгрызают себе нишу за нишей. И тянут к себе потребителя. Когда он окончательно в них влюбится, сколько ни призывай к патриотизму сетевиков, ничего не выйдет. А в соседней стране «пищевкой» занимаются не одиночки, а крупнейшие холдинги: со своими финансовыми компаниями, логистикой, всей необходимой инфраструктурой. Эти ребята могут и через независимые торговые точки рынок завоевать. Вот в чем проблема. Но не все ее хотят замечать. А как случатся проблемы со сбытом, мчатся жаловаться в госорганы. Фактически шантажом занимаются. Вдруг у крупного ретейла сдадут нервы, он махнет рукой и, дабы не объясняться лишний раз с чиновниками, пустит на полку вопреки своей экономической выгоде. Но это уже не конкуренция, а шантаж. А шантажистов никогда ничего хорошего не ждало.

volchkovvv@mail.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
3.1
Загрузка...
Новости