Гродненский эксперт не променяет свой «Запорожец» на дорогую иномарку

Классика на ходу

Автовладельцы время от времени задаются вопросом, продавать ли старую машину. Но есть люди, которые ни за какие деньги не расстанутся с редкими экземплярами. 

Колеса с душой

Заместитель начальника управления технических экспертиз ­УГКСЭ по Гродненской области Павел Николаевич — человек увлеченный. В его рабочем кабинете можно увидеть несколько десятков фотоаппаратов разных модификаций, на столе — миниатюрные модели автомобилей советского автопрома. Но самой большой страстью и гордостью считает легендарный «Запорожец» — 968а. 

— У меня два автомобиля, — начинает беседу Павел Анатольевич. — Первый — для передвижения по городу и участия в соревнованиях. «Рено Клио» в такой модификации — один в области, в Беларуси их всего несколько. Автомобилю уже более 20 лет, поэтому шторм на рынке авто для меня тоже на злобу дня. Вторая машина — для души. Любимому детищу и вовсе перевалило за 43 года. Увы, не знаю день и даже месяц его выпуска, так что день рождения не отмечаю.

Три года на доделку

«Запорожец» 1979 года выпуска попал в руки Павла Анатольевича не случайно. На данные модели «Запорожца» он заглядывался, учась в старших классах школы. Тогда занимался картингом, читал литературу на автомобильную тему:

— Свою первую машину купил, когда пришел в экспертную службу. Почему-то не покидала мысль: мечту все-таки надо реализовать. И осенью 2002-го уговорил соседа по даче продать мне свой старенький автомобиль. Ездил на нем недолго, так как в следующем году он загорелся прямо на АЗС. Купил другой, 1971 года выпуска. Их делали до ­1972-го. Надо понимать, что в начале ­2000-х эти машины резко подешевели, так как у людей появилась возможность приобретать импортные авто. А советские «старички» заполонили дворы, постепенно превращаясь в металлолом. За 50—100 долларов можно было взять понравившийся экземпляр. ЗАЗ-968а приобрел в 2004 году, тогда же пришло осознание того, что машиной надо заниматься серьезно. 

На приведение в порядок малолитражки у Павла Николаевича ушло более трех лет. Кузов полностью разбирался, пескоструился, претерпевал сварочные и покрасочные метаморфозы. Кроме того, владелец серьезно модернизировал авто. В машине полностью заменен салон, установлен новый двигатель, переделана система отопления. 

— Не ставил задачу привести ЗАЗ в оригинальное состояние, — рассказывает собеседник.— С точки зрения раритетности есть более интересные модификации «Запорожцев», поэтому постарался сделать свой максимально комфортным для езды. С ­2007 года проехал на нем почти 55 тысяч километров. Берегу.

Сам себе мастер

Когда на гродненских улицах появляется бело-черный «Запорожец» — и автомобилисты, и пешеходы с интересом поглядывают в его сторону. Таких «динозавров» с каждым годом на дорогах все меньше, а в столь идеальном состоянии — вообще можно по пальцам пересчитать. 

— «Запорожец» любого года выпуска — уже редкость. Время старых машин ушло, поэтому купить авто за пару десятков долларов, к сожалению, не получится. Все труднее найти два идентичных автомобиля. Когда просят продать, отшучиваюсь: дескать, давайте миллион долларов одной купюрой. 

Павел Николаевич — член Клуба любителей «Запорожцев», в котором насчитывается несколько десятков увлеченных белорусов. До пандемии они периодически принимали участие в различных мероприятиях, слетах, выставках. К примеру, в Новогрудке есть известный автолюбитель Анатолий Маслов, который принимал участие в ретроралли Париж — Пекин, ездил на самую северную точку Европы — мыс Нордкап. 

— Сам являюсь постоянным участником знаменитого автофестиваля SunDay в Гродно, трижды участвовал в пробеге «Берестейский тракт» (организует брестский клуб), других соревнованиях. Чтобы ездить на такой машине, нужно иметь гараж, а в нем — необходимые инструменты, дабы меньше обращаться в автосервисы, которые зачастую попросту не берутся за устранение неисправности. Как-то решил отрегулировать развал-схождение. Казалось бы, рядовая процедура. Однако пришлось объехать более десятка СТО. Где-то попросту не было технической возможности это сделать, на одной станции техобслуживания смотровая яма была настолько широкая, что мой «Запорожец» мог туда провалиться. Очень мало мастеров, которые знают конструкцию этого автомобиля и имеют желание заниматься переборкой. По этой причине за ремонт коробки передач пришлось браться самому. А чтобы сделать раз и навсегда — об этом вообще речи не идет. 

В ТЕМУ

Павел Анатольевич остается верен не только любимой машине, но и любимой работе. Его специальность — автотехническая экспертиза: 

— Проще говоря, это экспертиза дорожно-транспортных происшествий, в рамках которой исследуется транспортное средство, на котором совершено ДТП. За долгие годы работы могу констатировать: причины практически не меняются. Основные — это спешка, неуважение одних участников движения к другим, невнимательность. Согласно анализу происшествий за прошлый год выяснилось: ни одно ДТП не произошло по причине неисправности транспортного средства. При этом треть из них находилась в неисправном состоянии. Всего было исследовано почти 250 автомобилей. Когда в силу работы видишь, к каким трагическим последствиям может привести халатность владельцев авто, стараешься содержать личный транспорт в идеальном состоянии.

vrublevskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter