В Беларуси начала работу VI Национальная театральная премия

Классика — лучшее лекарство

В Беларуси начала работу VI Национальная театральная премия, организованная Министерством культуры и Минским городским исполнительным комитетом. Финальный этап конкурса стартовал показом оперы «Фауст» Шарля Гуно в постановке режиссера Анны Моторной в Большом театре Беларуси.

«Фауст».

Напомним, конкурс проводится по четырем секциям: «Драматический театр» (в двух номинациях — «Лучший спектакль драматического театра для большой сцены», «Лучший спектакль драматического театра для малой сцены»), «Театр кукол», «Музыкальный театр» (в трех номинациях — «Лучший оперный спектакль», «Лучший балетный спектакль» и «Лучший спектакль в жанрах оперетты, музыкальной комедии, мюзикла»), «Спектакль для детей и юношества». В этом году участвуют 32 постановки и 20 театров из 10 городов Беларуси. В каждой секции работает свое экспертное жюри.

Кроме «Фауста», Большой в этом году представлен еще тремя масштабными работами — балетами «Анна Каренина» хореографа Ольги Костель, дебютной режиссерской работой оперной примы Оксаны Волковой «Виллисы. Фатум» и «Пером Гюнтом» Сергея Микеля. Это не может не радовать и не вселять уверенность в завтрашнем дне белорусского музыкального искусства. Музыкальный театр выставил еще две работы Микеля: балеты «Титаник» на музыку белорусского композитора Олега Ходоско и «Петя и волк» Сергея Прокофьева. Таким образом, молодой хореограф в этом году, пожалуй, главный рекордсмен среди номинантов премии. Режиссер «Фауста» Анна Моторная также представлена в конкурсе еще одной работой — музыкальной комедией «Труффальдино из Бергамо» Белорусского государственного академического музыкального театра. 

«Пер Гюнт». Лучшие постановки сезона подарили зрителям и исполнителям ощущение полета.

Сразу три постановки заявлены Театром-студией киноактера: «Фальшивая нота» и «Смешанные чувства» народного артиста Беларуси худрука Александра Ефремова и «Алиса в Зазеркалье» режиссера Олега Киреева. 
Кроме столицы, активно представлены регионы, что не может не радовать. Жанровая палитра выдвинутых на премию спектаклей крайне разнообразна. 
«Анна Каренина».

Могилевский областной театр комедии и драмы им. В. Дунина-Марцинкевича из Бобруйска везет в столицу «Вечер» по пьесе Алексея Дударева. Это одно из лучших прочтений за последнее время канонической пьесы о старости, смирении и принятии собственной судьбы, что примечательно, сделанное молодым режиссером Павлом Микуликом. Минский областной драматический театр из Молодечно покажет еще одну работу по пьесе Дударева — драматическую балладу «Не покидай меня» в постановке художественного руководителя театра Валерия Анисенко. 

Полесский драматический театр из Пинска вынесет на суд жюри и публики хоррор «Вий» по повести Николая Гоголя, с успехом показанный на недавней «Белой Веже» в Бресте. Витебский театр им. Якуба Коласа постарается удивить драматической комедией «Бальнiца на краi свету», а в постановке «Ваўкалак» переосмыслит одноименный рассказ из повести Яна Барщевского «Шляхцiц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях». 

Бросается в глаза, что в этом году в программе Национальной театральной премии как никогда много классики: гомельский «Вишневый сад», «Крейцерова соната» театра им. М. Горького, «Записки юного врача» по Булгакову минского театра кукол, «Люди на болоте» Мозырского драматического театра им. И. Мележа, «Княжна Мери» проекта Веры Поляковой «ТриТформаТ». Наверное, это хорошо, потому что классика —лучшее и годами проверенное лекарство от всех хворей, душевных и физических.

«Крейцерова соната».

— Для нас было важно запустить на конкурсную орбиту нашего молодого режиссера Марию Матох с ее новой интересной работой «Крейцерова соната», — говорит художественный руководитель театра им. М. Горького Сергей Ковальчик. — Это современное и динамичное прочтение повести Льва Толстого, в которой при всех поисках слово автора не ушло на второй план. А это, к сожалению, очень часто бывает в спектаклях начинающих режиссеров. Когда они сегодня берутся за классический материал, то зачем-то вступают в соревнование с автором, не понимая, что победить произведение, сценическая история которого порой насчитывает 100—150 лет, нельзя. Марии удалось этого избежать. Если она и вступила в своей работе в какое-то соревнование, то исключительно с формой. Матох, как и других студентов академии искусств, я в свое время учил тому, что подлинная режиссерская свобода находится внутри рамок произведения автора. Если хотите поломать произведение, лучше этого не делать, а написать свое. В современном театре мы видим это сплошь и рядом: зритель приходит на Толстого или Чехова, а никакого Толстого и Чехова на сцене не видит. В этом смысле в воспитании молодых режиссеров, на мой взгляд, упущен определенный момент в понимании того, что есть такое режиссерская и актерская свобода. На мой взгляд, режиссерская свобода заключается в авторе, а актерская — в замысле режиссера.
Яркой страничкой программы стали в этом году и детские спектакли. Заметно, как в последнее время стирается эта грань между театром для детей и взрослых: иное детское представление нынче посильнее «Фауста» будет. 
Заслуженный артист Беларуси Андрей Душечкин в этом году — член экспертного совета секции «Спектакль для детей и юношества». Не скрывает: увиденное настроило на позитивный лад. 

— Мы посмотрели уже два замечательных спектакля — балет-сказку «Петя и волк» музыкального театра на музыку Сергея Прокофьева и кукольный спектакль «Тутта Карлссон Первая и единственная», — улыбается как Чеширский Кот Душечкин. — Оба спектакля просто шикарные. На мой взгляд, именно детские, утренние постановки — показатель общего состояния дел в любом театре. По ним видны творческие возможности коллектива, отношение актеров к профессии, техническое оснащение площадки, костюмы, свет… Живет ли в театре сам дух лицедейства и служения. В двух этих работах это все находится на высочайшем современном уровне. «Петя и волк» — общепризнанная классика. Режиссеру удалось изящно донести до зрителей замысел композитора. «Тутта Карлссон Первая и единственная» — спектакль с прекрасными актерскими работами, чутким музыкальным оформлением, тонкой работой художника. Эта работа доказывает, что минский кукольный театр — один из лучших в стране. Я рад, что благодаря премии у нас появилась возможность оценить всю ситуацию в нашем театральном мире, проанализировать творческий процесс. 

…Остается добавить, что финальная церемония награждения победителей VI Национальной театральной премии в этом году пройдет 28 октября в театре им. Я. Купалы.

СКАЗАНО

Худрук театра им. М. Горького Сергей Ковальчик: «В воспитании молодых режиссеров упущен определенный момент в понимании того, что есть такое режиссерская свобода».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter