Надолго ли у классической музыки открылось второе дыхание?

Классика камень точит

Надолго ли у серьезной музыки открылось второе дыхание?
...Может быть, просто стечение обстоятельств, сладкий плен иллюзий, но я заметил, что наши зрители стали меньше размениваться на всякую шелуху. Попсу и прочую однодневную дребедень как-то основательно потеснили классика и серьезное, но совсем не нарочито чванливое и заведомо высоколобое искусство.



Вечера джазовой и классической музыки у минской Ратуши уже несколько суббот подряд собирают тысячи меломанов, готовых в выходной день внимать музыке Моцарта, Пьяцоллы, Вивальди. Пусть кто-то и скажет, что это не Вагнер, а вполне приятная и понятная популярная или “облегченная” классика, но ведь с чего-то стоит начинать. Еще пару лет назад услышать “Времена года” можно было только в зале филармонии. А сейчас Моцарт, который, как мы помним со времен “Сибирского цирюльника”, — “великий композитор”, вырвался на просторы городского пространства, вдохновляя и окрыляя особо тонкие души.

Конечно, при желании сегодня можно послушать любую музыку у себя дома, но совсем другое, когда ее играет живой оркестр под открытым небом. И рядом — такие же неравнодушные ценители. Невольно наполняешься гордостью, причем не только за себя.

Что-то витает в воздухе, из-за чего серьезное искусство обретает второе дыхание. В него смело инвестируют. Любой солидный банк сегодня считает делом чести прийти на выручку фестивалю классической музыки. Правда, если фестиваль все-таки “именной” и имя за ним стоит известное. Пусть так. Ведь за этим звездным именем в афише — десятки других. И не говорите, что мы просто повторяем вслед за Веной или Зальцбургом какой-то модный тренд или удачно найденный музыкальный формат. Публику с тонким слухом не обманешь. Мне кажется, жизнь сегодня настолько наполнена событиями (мода на психоаналитиков все же не получила поголовного распространения), что только в классической музыке житель мегаполиса может найти какое-то успокоение. Она отвечает всему богатому спектру эмоций.

Как несколько выспренно написала в своих мемуарах Рената Литвинова: “В какой-то момент я почувствовала, что мои коренья вдруг зацвели!” Сколько раз твердил Минску дирижер Государственного камерного оркестра Евгений Бушков: “Классика — это классно!” (так назывались многочисленные специальные программы оркестра), прежде чем ему поверили. Но ведь поверили же. Сколько труда вложил в свои программы, приглашая российских и европейских звезд, дирижер Александр Анисимов. Сколько открытий чудных подарил он в проекте “Воскресение классики”. Кстати, его оркестр одним из первых стал выступать на открытых площадках. Так что без большой просветительской работы никакого второго дыхания сегодня не получилось бы.

Минск в такие дни становится городом хорошего вкуса. Какой интерес, например, вызвал приезд всемирно известного музыканта и непревзойденного популяризатора высокого искусств Михаила Казиника! А сколько еще всего грядет. Уже в десятый раз пройдет Международный фестиваль Юрия Башмета. Видимо, вдохновившись примером коллеги, решил провести в Беларуси свой первый международный фестиваль и всемирно известный пианист Денис Мацуев.

Это все еще не так скоро, а вот 10 августа во Дворце искусств пройдет музыкально-психологическое представление “Иоганн Себастьян Бах”. И это уже нечто большее, чем просто концерт. Это рассказ о четырех уровнях воздействия музыки Баха, о том волшебстве, которое она оказывает. Идейные вдохновители проекта — автор многочисленных книг по развитию памяти и интеллекта Иван Полонейчик и лауреат международных конкурсов Александр Музыкантов обещают, что помогут “всем желающим” понять символику произведений Баха, откроют новые глубины его музыки, продемонстрируют, как вся сложность и красота мира воплотилась в великих творениях. Оригинальная программа составлена “на основе многолетних исследований влияния музыки на интеллект человека”.

...Конечно, чтобы заинтересовывать, классика сегодня, образно говоря, должна оставить свой фрак на стуле. Быть доступнее, демократичнее. Бросить тому, кто далек от нее, развлекательную наживку. Сначала попробуем почувствовать на себе “волшебное воздействие” музыки Баха, от которой, быть может, даже улучшатся процесс пищеварения и аппетит, а потом придем на концерт еще раз. И отнесемся к Баху серьезнее. Что-нибудь почитаем о нем, посмотрим какой-нибудь документальный фильм. И не будем требовать от музыки моментального терапевтического эффекта, как от рекламируемых чудо-препаратов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter