Классика для всех: утопия или реальность?

Когда–то Верди был один на всех. Для дам и кавалеров в пышных ложах и для галерки, где неистовствовал народ. Были билеты дешевые и дорогие, но не было отдельной «популярной» музыки.

Но наступил XX век и появилась специальная «удешевленная» музыка для народа. А классика тем временем продолжала жить и развиваться. Вместо одной музыки стало две, и в итоге новый раскол в обществе.

В СССР пытались с этим бороться. Шельмовали Beatles и битломанов, запрещали рок–фестивали. Но раскол все равно оставался, классика с годами меньше и меньше звучала по радио и телевидению, и обычный человек почти не имел возможности ее услышать и полюбить.

И вот пришло время собрать разбросанные камни. Мы помним, как возмущались эстеты, когда Государственный академический симфонический оркестр Беларуси стал играть так называемую популярную классику. Кто–то назвал это дешевкой. Кто–то печалился о том, что простые слушатели опять получают суррогат.

«Я себе поставил цель, — признался как–то в разговоре со мной главный дирижер ГАСО народный артист Александр Анисимов, — настолько поднять престиж нашего симфонического оркестра, чтобы публика шла на все, что угодно, зная, что это будет качество, что это будет событие, что это будет интересно. Поэтому в первые годы мы старались играть как можно больше произведений, которые могли бы конкурировать с телевидением, поп–музыкой, эстрадой и так далее. И мы это доверие заслужили настолько, что можем исполнять любую музыку. У нас теперь всегда аншлаг».

Нынешней весной Государственный академический симфонический оркестр презентовал новый цикл концертов — «Классика для всех». В нем звучат произведения, еще недавно зарезервированные для знатоков. Без снисходительных поправок на «необразованность», без упрощенчества, заигрываний и лжи. Полное доверие и к слушателям, и к музыке — к ее способности увлечь и покорить людей, изначально от классики далеких. И действительно, слушатели с удовольствием рассказывают о том, как на концертах Анисимова они влюбились сначала в Чайковского, потом в Шостаковича. А ведь Шостакович — композитор предельно серьезный и «трудный», требующий полной самоотдачи и от исполнителя, и от слушателя.

Справедливости ради нужно сказать, что первым отважился на подобный шаг главный дирижер Государственного камерного оркестра Беларуси заслуженный артист России Евгений Бушков. В его абонементе «Для всех» звучит музыка разных эпох и стилей, в том числе трудная для восприятия. И публика — минчане и гости столицы — откликается на них с огромным энтузиазмом. Людям явно надоело, что их кормят манной кашей. Они хотят чего–то нового, необычного, свежей пищи для ума и души.

Да, не обходится без приманок. Но настоящая музыка все равно интереснее, чем золотая флейта Muramatsu, пусть даже в ней 9 карат чистейшего золота ручной работы. Потому и в музыкально–драматической композиции «Пер Гюнт» наша публика первым делом услышала музыку, оценила ее блестящее исполнение.

Надо отдать должное Анисимову — Государственный академический симфонический оркестр сейчас звучит так, как он не звучал уже много–много лет. Куда подевались апатия и вялость, которые мы наблюдали еще недавно? Оркестр играет ярко, увлеченно, чисто, слаженно, с полным проникновением в смысл. Причем не только с самим маэстро, но и с приглашенными дирижерами. Самый свежий и яркий пример — Одиннадцатая симфония Шостаковича с австралийско–российским дирижером Владимиром Вербицким. Незнакомое имя на афише не отпугнуло слушателей, а, наоборот, привлекло. И в результате сильнейшее впечатление и всеобщее счастье.

Так возможна ли классика для всех или это чистейшая утопия?

Судя по тому, что происходит в последнее время в Белорусской филармонии, — да, возможна. Есть люди, от рождения нечуткие к искусству, но таких меньшинство. А для остальных эта дверь открыта, нужно просто поверить и войти.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter