Классический канон

В белорусском спектакле «Дон Кихот» выступила Мария Кочеткова — прима Английского национального театра балета
В белорусском спектакле «Дон Кихот» выступила Мария Кочеткова — прима Английского национального театра балета

В первом акте крошечная балерина выпорхнула из–за кулис и, кажется, немного растерялась из–за стадионных размеров сцены. К тому же внешне Кочеткова совсем не походит на плакатную Китри, к которой мы привыкли. Наши балерины, например высокие стройные Оля Гайко или Екатерина Борченко, с первых секунд сражают публику эмоциями и жестами, как бы транслируя в зал: «Я здесь главная!»

У титулованной россиянки Кочетковой (11 побед на международных конкурсах) нет отчетливой актерской линии в хореографии. Маша выстраивает роль по европейским законам строгой балетной муштры, отдается только танцу, и даже самые незначительные «проходные» па делает на пределе человеческих возможностей. Благо у нее с ходу сложился альянс с Базилем (Константин Кузнецов): дуэт картинно зависал в воздухе, застывал в грациозных поддержках, изящно вытягивая кисти рук... В паре они выглядели очень гармонично, возможно, сказалось их схожее увлечение: оба артиста активно интересуются жанром модерн.

Публика восторженно бушевала, пригла
шая Марию на финальное па–де–де. В этот момент, оказывается, балерина думала только об одном: «Слава Богу, я не умерла!» Сразу после спектакля мы постучались к звезде в гримерку...

— Признаться, я за вас очень волновалась в первые минуты спектакля: думала, хоть бы не упала...

— Мне было действительно страшно: вариации из балета «Дон Кихот» я уже танцевала, а вот весь спектакль — никогда, и не знала, выдержу ли? Еще меня испугали размеры сцены... Но белорусская труппа очень доброжелательная, они помогали мне настроиться на спектакль, да и с партнером повезло. В Косте есть такая важная особенность: он смотрит партнерше прямо в глаза и как бы передает ей свою энергию. Я смотрела на него и чувствовала, как набираюсь сил, уверенности. Это такое счастье танцевать в вашем Дворце Республики: очень просторно, свободно, много места для прыжков. Непередаваемые ощущения. В Лондоне таких сцен нет.

— Вы танцуете в Англии много сольных партий, у вас никогда не возникало проблем из–за роста?

— В России — да, не любят балерин маленького роста. А в Англии — нет, я не самая низенькая в труппе, и знаете, не считаю свой рост проблемой. В артисте балета, на мой взгляд, главное — это пропорции тела и пластика. И если я вижу, что артист проявляет свою душу на сцене, а его танец одухотворен, — тогда это настоящее искусство, где рост не имеет значения, об этом просто забываешь...

— Есть разница — танцевать для английской публики или белорусской?

— Конечно, это абсолютно разные культуры. В Лондоне, например, совершенно не принято хлопать в начале или в середине спектакля. Хлопают только в конце: считается, что аплодисменты мешают оркестру. А здесь аплодируют часто, и мне кажется, артисту такая поддержка необходима, это как второе или третье дыхание. И вообще, здесь проходит все так по–доброму. А на Западе я как бы одна и только сама могу за себя постоять, там никто со мной не нянчится, все очень строго и по расписанию.

— А из чего состоит ваш день в Лондоне?

— Ой, очень тяжело и работы много: если на полчаса где–нибудь замешкаюсь, — все, не успеваю нагнать график. У меня расписано все на два года вперед, я знаю, в какие числа и где буду танцевать... Мой будничный день выглядит примерно так: просыпаюсь в 7 утра. Прихожу на работу к девяти, «разогреваюсь», а с 10.30 до 18.30 идет беспрерывная репетиция. Если есть в этот день спектакль, значит, спектакль танцую. И так каждый день. Воскресенье — выходной.

— Жестко. Я только не поняла, зачем вам «разогреваться» еще и до репетиции?

— Потому что я хочу танцевать долго. Не такое у меня тело способное, чтобы я могла репетировать без класса «разогрева». Я считаю, чем больше тебе дается природой, тем больше нужно над этим работать — и тогда получится результат.

— А каких вам еще надо результатов? Уже есть всевозможные призы и награды международных конкурсов, признание, престижная работа...

— Я танцую классический танец, а век балерины, как известно, короткий. Хочу освоить модерн, все–таки у классики границы и каноны, через которые не перепрыгнешь. Пуанты делают тебя осторожным, ты как бы чувствуешь во время танца, что на конце ног у тебя что–то неродное. А в модерне можно танцевать как хочешь.

— Какой из своих побед вы гордитесь больше всего?

— Что не умерла сегодня. Когда после третьего акта меня вызывали на па–де–де, я уже была на пределе... Но выдержала: вот и маленькая победа.

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter