Кладбище живых

На 49 объектах в Минске требуются башенные краны, а их нет
На 49 объектах в Минске требуются башенные краны, а их нет

В промышленной зоне «Шабаны», за Минской кольцевой автодорогой, есть необычное место. В выходной день здесь, на улице Селицкого, так тихо, что слышно, как гравий хрустит под ногами. Не дышат заводские трубы, редко–редко проезжают по дороге машины, а гигантский лес из стали безмолвствует искусственной тишиной. Это — «кладбище» строительных кранов.

Краны закреплены на рельсах, поэтому им не страшен даже сильный осенний ветер. Стоят они голенькими, без электрооборудования, которое хранится в специальном арочнике. «Кладбище» популярно среди городской молодежи, которая устраивает здесь ролевые игры, а несколько лет назад в стальном лесу снимали одну из серий «Каменской»...

«Экзотика!» — подумает кто–то. «Свалка», — скривится другой.

Мало кто знает, что без этого «кладбища», которое стало настоящим складом бесценных запчастей, встали бы многие стройки.

Башенные краны в Шабанах принадлежат управлению механизации N 79, директора которого, Михаила Бутырчика, власти Заводского района называют легендарным. С вертикальным транспортом связаны 42 года жизни Михаила Фомича. В 1991 году, когда развалился Советский Союз, в строительной отрасли начался хаос. Прекратились работы, замерли стройки, а вместе с ними — и краны. Михаил Бутырчик свез на улицу Селицкого все, что можно было найти, — 172 башенных крана с территории Беларуси. Сейчас, через 14 лет, их осталось лишь 48. Остальные прошли капитальный ремонт и продолжили работу на стройках страны.

«Ежегодно мы проводим до 40 капитальных ремонтов, — рассказывает Михаил Бутырчик. — Реконструкция одного крана обходится в 60 процентов от его стоимости, а стоит он ни много ни мало — 12 миллионов российских рублей. За 6 лет мы не купили ни одной запчасти, запустили все краны, даже те, которым по 30 — 40 лет. За счет этого «кладбища», этой «свалки» мы и выжили».

Срок жизни стального гиганта недолог — 10 — 15 лет, в зависимости от грузоподъемности. В строительной отрасли без вертикального транспорта никуда — не поднимешь стеновую панель на высоту 40 метров на плечах! Не будет кранов — остановятся стройки. Через три года, по словам Михаила Бутырчика, это может случиться запросто.

«Сегодня в Минске 49 объектов ждут кранов, а их нет — и не за что купить, — говорит Михаил Бутырчик. — Острейшая проблема — износ. Раньше мы вели статистику поломок на 100 кранов в год. В 1991 году — 22 отказа, в 2004–м — уже 54... По моим подсчетам, чтобы выполнить государственную программу по строительству жилья, каждой области нужно дополнительно 30 кранов, Минску — 50. Деньги огромные...»

...Через три года «кладбище» в Шабанах опустеет — стальные гиганты воскреснут из мертвых и разъедутся по стройкам. Только тогда, наверное, станет ясно: кладбище–то было живым!

Справка «СБ»

Самый высокий кран в Беларуси работал на строительстве азотно–тукового комбината в Гродно. Его высота составляла 152 метра. Необычное техническое решение было применено и при возведении Национальной библиотеки — подъемный кран имел высоту 116 метров.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter