Чем живет и удивляет гостей восстановленная усадьба Немцевичей

Клад между прошлым и будущим

Деревня Скоки, считай, окраина Бреста. Но близость города мало влияет на здешний уклад. Из печных труб дым валит столбом, возле магазина собаки клянчат еду, местные бабушки улыбчивы и разговорчивы. Если ехать по центральной улице, непременно увидишь главную местную достопримечательность — усадьбу Немцевичей. Двухэтажный особняк с колоннами, башнями, коваными воротами невозможно не заметить. Это самое старое невоенное здание на юго-западе Беларуси.


Слово спасает


С директором историко-мемориального музея «Усадьба Немцевичей» Сергеем Семенюком встречаемся в приусадебном парке. По деревьям расплескалась осень. В эту пору года здесь особенно красиво.

— А ведь усадьба вполне могла не сохраниться до наших дней, — говорит Семенюк. — В годы Первой мировой Николай II объявил эвакуацию и приказал разрушить все дома, чтобы они не достались врагу. Немцевичи до последнего сидели на чемоданах, тянули с отъездом. Боялись, что их родовое гнездо тоже взорвут. Фактически особняк спасла Софья — жена одного из Немцевичей. Она взяла с офицера казачьего расчета честное офицерское слово, что усадьбу не взорвут.

Особняк в Скоках построил Марцелий Станислав Кость Урсын Немцевич. Работы длились 10 лет и завершились в 1777 году. Род Немцевичей был известен в Великом Княжестве Литовском еще с XVI века. Его представители занимали важные должности и в ВКЛ, и в Речи Посполитой, и в Российской империи. Урсын

Немцевичи жили под Вильно. Как и почему они оказались в окрестностях Бреста, точно неизвестно.

С усадьбой связано много интересных исторических событий. Здесь бывали Ян Флеминг, князья Чарторыйские и Шуйские, сюда приезжал и Тадеуш Костюшко. По приглашению Яна Титуса Урсын Немцевича, предводителя дворянства Гродненской губернии, в имении гостил российский император Александр III. Бывал здесь и знаменитый композитор и художник Наполеон Орда, который в конце XIX века написал картину с изображением усадьбы.

Во время Первой мировой войны почти на два года дворец стал ставкой командующего Восточным германским фронтом принца Баварского Леопольда. Здесь 15 декабря 1917 года подписали военное перемирие, а через два дня состоялось первое организационное заседание по проведению переговоров о заключении мира, который был подписан 3 марта 1918 года в Белом дворце Брестской крепости.

— Усадьба оставалась в собственности Немцевичей до 1939 года, — с Сергеем Семенюком мы подходим к границе парка, который оказался на удивление большим. — Хозяина имения расстреляли то ли в Катыни, то ли в Березе-Картузской. В годы Второй мировой войны здесь жили военные, располагались склады. В

1944 году в здании открылась школа. Наверное, это и спасло особняк — в середине 1950-х годов взорвали костел, два флигеля, конюшни на 30 лошадей. А школу-дворец не тронули…

Сергей Семенюк.

В 1986 году в Скоках открылась новая школа. Усадьба опустела и начала приходить в упадок. В 2002 году Брестская областная библиотека организовала научную конференцию, посвященную Юлиану Урсын Немцевичу. В Скоки приехали представители рода из Франции, Канады, Польши. А через шесть лет реставраторы приступили к работе.

Кропотливая работа


— В принципе, особняк сохранился неплохо, но работы у реставраторов все равно было много, — вспоминает Сергей Семенюк. — Деревянные перекрытия находились в плачевном состоянии. Еще немного — и они бы попросту рухнули. Проблема была еще и в том, что стены сильно пропитались влагой. Последствия сказываются до сих пор, хотя постепенно ситуация улучшается. Работы продолжались пять лет. Акт сдачи в эксплуатацию подписали 31 декабря 2013 года. Но фактически тогда открылись только три зала.

Марцелий Станислав Кость Урсын Немцевич.


По старинной лестнице поднимаемся на второй этаж. Сергей Семенюк обращает внимание на чугунное кованое ограждение. Говорит, его части нашли в подвале. По образцам отлили недостающие пролеты. Интересуюсь, что сохранилось из вещей Немцевичей. Оказывается, ничего:

— Свои вещи и ценности хозяева усадьбы вывезли в Калугу перед Первой мировой. Там многое пропало. Знаю, что в местном музее хранится с десяток картин из коллекции Немцевичей. Несколько картин еще в годы СССР передали из Калуги в музей Гродно. Тридцать лет назад недалеко от Гродно пограничники нашли клад, спрятанный одним из Немцевичей в 1939 году: булаву, саблю, серебряную посуду, в том числе два кубка, которые принадлежали Юлиану Урсын Немцевичу. Остальное… Остальное — растащили.

Самому известному представителю рода Немцевичей — Юлиану — посвящена отдельная комната. Старший сын Марцелия был писателем, историком, краеведом и политическим деятелем. Назначался послом в Четырехлетний сейм, проявил себя блестящим оратором, принял участие в разработке текста Конституции Речи Посполитой 1791 года.

Юлиан Урсын Немцевич был очень дружен с Тадеушем Костюшко и на время восстания стал его адъютантом. Вместе они сидели в Петропавловской крепости, вместе уехали в Америку. Там Юлиан женился на дочери американского генерала.

Свой жизненный путь Немцевич закончил в Париже в 1841 году. В последние годы он много занимался литературой. Его «Возвращение депутата» на протяжении двух столетий пользовалось успехом в европейских театрах. Считается, что именно Юлиан повлиял на творчество Кондратия Рылеева и Петра Вяземского.

Сегодня концепция по наполнению музея экспонатами выполнена процентов на 70. В некоторых залах ремонт сделан, но экспозиции нет.

Спальный гарнитур за 20 тысяч долларов


В музее-усадьбе можно увидеть интерьеры XIX века. На стенах оружейной висят мечи, арбалеты, доспехи. На полу — медвежьи шкуры. В голубом зале для приемов — антикварный рояль, старинная мебель, напольные английские часы… Воссозданы интерьеры бального зала, спальни, библиотеки. Сергей Семенюк объясняет — многие помещения еще не обрели законченный вид:

— Сегодня концепция по наполнению музея экспонатами выполнена процентов на 70. В некоторых залах ремонт сделан, но экспозиции нет. Каждый год мы докупаем около 100 экспонатов. Ищем подходящие вещи на аукционах, в антикварных магазинах. Вот, к примеру, купили набор шахмат. Такими играла шляхта. Этот рояль приобрели за 4 тысячи долларов у реставратора из Ивацевичей. В прошлом году точно такой же продавался в Бресте за 14 тысяч. Мечтаем выкупить спальный гарнитур, который находится у нас на хранении до конца года. Цена вопроса — около 20 тысяч долларов…

Музейщики сотрудничают с Брестской таможней. За два года таможенники передали в Скоки 10 предметов: фарфоровую карету, картины, часы. В общем, работа по наполнению музея экспонатами еще продолжается:

— Для меня один из лучших примеров — музей Каршевского под польской Влодавой, — говорит Сергей Семенюк. — Когда в него попадаешь, складывается впечатление, что человек только что вышел из дома. На столе лежат ручка, раскрытая книга, карманные часы… Благодаря такой мелочовке и создаются интересные, содержательные экспозиции.

Развитие музея-усадьбы в Скоках привлекает все больше туристов. В нынешнем году здесь приняли около 7 тысяч гостей. В 2,5 раза увеличилось число посетителей из Польши. Сергей Семенюк убежден: объединение безвизовых зон Брестской и Гродненской областей сделает музей-усадьбу Немцевичей еще популярнее.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter